Ахмет-Заки Валиди. Его роль в истории

Этот год – год 120-летия со дня рождения Ахмет-Заки Валиди Тогана, выдающегося общественного и политического деятеля, видного ученого-востоковеда, тюрколога. Он является создателем и первым руководителем Башкирской советской автономии, одним из основоположников российского федерализма

Недавно мы встретились с нашим земляком, доктором философских наук, ведущим научным сотрудником института философии Российской Академии наук в г.Москве Ильшатом Рашитовичем Насыровым и задали ему несколько вопросов, касающихся жизни и творчества А.-З.Валиди, его роли в истории.

Во всех средствах массовой информации республики ведется обсуждение роли Ахмет-Заки Валиди в отечественной истории, развитии науки, в первую очередь, востоковедения и тюркологии.Наблюдались попытки опорочить его имя. Каково ваше мнение и с чем это связано?

– Причины клеветнической кампании против имени Ахмет-Заки Валиди заключаются в следующем. Ахмет-Заки Валиди (1890-1970) не только выдающийся востоковед и тюрколог с мировым именем, но и отец современной башкирской государственности, основоположник Башкирской Республики, политик, заложивший основы федеративного устройства России. Он последовательно боролся за право народов на самоопределение, чтобы покончить с колониальным прошлым царской России, и дать каждому народу бывшей Российской империи возможность свободно и самостоятельно развивать свое политическое, экономическое и культурное будущее. Российскую Федерацию Ахмет-Заки Валиди хотел видеть как равноправный политический союз всех народов, населяющих Россию. Борьба башкирского народа под руководством Ахмет-Заки Валиди за Башкирскую автономию завершилась заключением 20-23 марта 1919 года между Башкирским Правительством и Правительством Советской России Соглашения о Башкирской автономии, то есть, Башкирской Республики. Признание центральной властью Башкирской Республики открыло дорогу для получения каждым нерусским народом России своей государственности в советской форме (в виде национальной автономной республики, национальной автономной области и т. д.). При всех издержках советской тоталитарной системы эти народы смогли приступить к созданию национальной промышленности, современных институтов, национальной науки и культуры.

Сегодня среди населения России отмечается рост протестных настроений против сегодняшних условий жизни из-за нерешенности насущных социально-экономических проблем. Некоторые политики стремятся чисто бюрократическими методами (сверхцентрализацией страны) снять социальное напряжение. Их усилиями населению страны через некоторые СМИ (газеты и ТВ) исподволь навязывается мысль, что во всех бедах России виноваты исключительно «инородцы», то есть люди нерусской национальности, и что спасение России состоит в упразднении национальных автономных республик путем «губернизации», построения унитарной «единой и неделимой России». С телевизионных экранов с той же целью многочисленные «эксперты» разглагольствуют о том, что в эпоху глобализации все национальные и культурные границы, якобы, должны с неизбежностью исчезнуть. Другими словами, предлагается очередной простой и «чудесный» рецепт решения всех проблем – поменять вывески официальных учреждений и «зажить счастливо». И не надо никаких усилий по экономическому подъему регионов, по проведению социально ориентированной внутренней политики государства.

Для разрушения основ федеративного устройства России со стороны шовинистически настроенных политиков имеются попытки опорочить саму идею о Российской Федерации, как о равноправном союзе народов России, то есть, ту идею, за которую последовательно боролся Ахмет-Заки Валиди. Поэтому сегодня грязные попытки некоторых людей опорочить честное имя Ахмет-Заки Валиди является на самом деле кампанией против федеративного устройства России. Представители шовинистических кругов современной России, пытаясь проводить политику по культурной и языковой ассимиляции нерусских народов, просто не осознают, что это путь в никуда, что это путь разрушения России. Ведь Россия исторически строилась как многонациональное государство и единство России состоит именно в ее многообразии, а не в унитарности и казарменности. Я абсолютно уверен, что в отношении доброго имени Ахмет-Заки Валиди восторжествует историческая правда.

– Достаточно изучены личность Ахмет-Заки Валиди и его деятельность. С точки зрения востоковеда, изучены ли до конца его труды?

– Творческое наследие Ахмет-Заки Валиди огромно и все еще ждет своего глубокого и всестороннего изучения, которое является олицетворением лучших традиций русской востоковедческой школы и западной ориенталистики. Он свободно владел основными европейскими языками (немецким, английским, французским), классическими (латинским, арабским, персидским) и многими тюркскими языками. Он основал свою научную школу в Турции, разработал собственную теорию в области исторической методологии. Ахмет-Заки Валиди – крупнейший специалист по истории тюрков, а также народов мусульманского Востока. Ахмет-Заки Валиди составил почти 400 научных трудов – монографий и статей, а некоторые его книги (как, например, «Методология исторического исследования» (Tarihte usul), «Введение во всеобщую историю тюрков» и др.) представляют фундаментальные исследования. Ахмет-Заки Валиди – автор книги «Путевые заметки Ибн Фадлана», с комментариями к ней, которую немецкий востоковед Б. Шпулер назвал «малой тюркской исторической энциклопедией». Благодаря Ахмет-Заки Валиди в научный оборот введены ценнейшие исторические сведения о древних славянах, германцах и угрофинских народах. Его перу принадлежат многие статьи в новом издании «Энциклопедия по исламу» («Encyclopaedia of Islam». New edition. London – Leiden), которые сами могут составить отдельный том. Сейчас готовится многотомное издание его трудов на английском языке.

Поскольку труды Ахмет-Заки Валиди были запрещены в Советском Союзе, то для читателей, владеющих только башкирским и русским языками, остаются недоступными его научные работы, в большинстве своем написанные на турецком, английском, немецком, персидском и многих других языках. Предстоит длительная и кропотливая работа по переводу его научного наследия на русский и башкирский языки, а для этого нужен целый коллектив переводчиков, сведущих в тех научных областях, в которых Ахмет-Заки Валиди вел свои неустанные и многолетние изыскания.

– Какова роль Заки Валиди в изучении истории и развитии ислама?

– Тюркоязычные народы (в том числе и башкиры) уже много веков исповедуют ислам, их культуры нерасторжимы от исламской религии и культуры. Этим объясняется глубокий научный интерес Ахмет-Заки Валиди к истории ислама. Он автор многочисленных произведений и статей об истории и культуре ислама, например, фундаментальных работ об эпохе Тимуридов и трудов по изучению исторической географии тюркских народов. Также получил признание как знаток творчества мусульманского ученого Абу Райхана ал-Бируни (973-1048). Ахмет-Заки Валиди дал новый импульс для исследования истории и культуры ислама путем их изучения на основе богатейших этнографических сведений, поскольку он, в отличие от европейских востоковедов, сам был плоть от плоти представителем мира ислама. В своей фундаментальной работе «Методология исторического исследования» (Tarihte usul) он развенчивает ряд исторических заблуждений и анахронизмов европейской науки относительно мусульманского Востока, подвергает обоснованной критике некоторые предрассудки европейских ученых, мешавших им давать объективную картину об истории ислама.

– Что сегодня делается для возвращения научного наследия Заки Валиди народу Башкортостана и России?

– Усилиями башкирских ученых сделано немало для публикации трудов Ахмет-Заки Валиди, отражающих его политическую деятельность в борьбе за башкирскую государственность в годы революций и гражданской войны в России (1917-1923), а также его деятельность в эмиграции. Особо следует отметить заслуги нашего земляка Амира Мурзагалеевича Юлдашбаева, кандидата философских наук, заведующего отделом общественно-политического развития Администрации Президента РБ. Он сыграл исключительно важную роль в возвращении нашему народу наследия Ахмет-Заки Валиди. Именно благодаря переводу А. М. Юлдашбаева с турецкого языка увидели свет мемуары Ахмет-Заки Валиди под названием «Воспоминания» (Хєтирєлєр) на башкирском и русском языках. Можно без преувеличения утверждать, что публикация этого труда послужила мощным стимулом для подъема национального самосознания башкир в постперестроечное время 1990-х годов и сделала необратимым процесс возрождения башкирского народа и его культуры. Также А. М. Юлдашбаев перевел с турецкого на башкирский язык труд Ахмет-Заки Валиди под названием «Башљорттарґыњ тарихы» (История башкир) и сейчас готовит перевод этого произведения на русский язык. Также Амир-агай перевел в большом количестве статьи Ахмет-Заки Валиди научного и политического характера.

Тем не менее, до сих пор остается непереведенным на башкирский и русский языки (а значит, и недоступным для широкого читателя) огромное количество научных (исторических, этнографических и др.) работ Ахмет-Заки Валиди. Долг молодых ученых Башкортостана состоит в возвращении его научного наследия не только башкирскому народу, но и народу многонациональной России, ибо он посвятил много страниц своих произведений освещению истории не только тюркских этносов, но и многих славянских и угрофинских народов России.

– В чем актуальность идей, которые развивал в своих творческих трудах Заки Валиди? На ваш взгляд, какие из них наиболее важны сегодня и почему?

– До сих пор актуальными остаются идеи Ахмет-Заки Валиди относительно отношений западного мира и исламского Востока на фоне обострившихся противоречий между Западом и исламским миром в последние десятилетия. Это и война в Ираке, Афганистане, ближневосточный конфликт, а также проблемы мусульман-эмигрантов в странах Европы и России, участившиеся случаи дискриминации мусульман-кавказцев и растущая исламофобия на некоторых российских телеканалах и газетах, то есть, подача картин об исламе в искаженном и неприглядном виде. Некоторые западные авторы, например, как Самуэль Хантингтон, даже утверждают о неизбежном «конфликте», или «столкновении цивилизаций», имея в виду западную и исламскую цивилизацию, и что, мол, это может привести к новой мировой войне. В основе их утверждений лежит заимствованная у европейских ученых кон. XIX — нач. XX в.в. идея о принципиальной несовместимости западной и исламской цивилизации. Суть этой идеи сводится к тому, что только Запад является миром, преисполненным духа активности, где человек движим требованиями разума и природы. Восток же для них – это мир, погруженный в покой и самосозерцание, бездеятельный, озабоченный прошлым и не придающий особого значения будущему. Ахмет-Заки Валиди в своей работе «Методология исторического исследования» пишет, что такое понимание сущности восточной цивилизации является глубоко ошибочным. Он подверг обоснованной критике такие взгляды как представления, основанные на империалистических предрассудках европейцев, желающих «научно» оправдать свою политику по ограблению природных богатств своих восточных колоний и угнетению подвластных им мусульманских и немусульманских народов Востока.

Ахмет-Заки Валиди объясняет отставание мусульманского Востока от Запада причинами экономического характера, приводя следующие аргументы: из-за открытия европейцами морских путей в эпоху «Великих географических открытий» XV-XVII вв. сухопутные транзитные торговые пути на Востоке оказались заброшенными, что привело к экономической отсталости мусульманских стран. Причина этой ситуации носит исторический, то есть, временный характер, а значит по мере развития современных наземных и воздушных транспортных средств в течение двух-трех поколений это отставание может сократиться до минимума. Сегодня стремительное экономическое развитие таких восточных стран, как, например, Китай, Япония, Индия и Малайзия, подтверждает историческую правоту Ахмет-Заки Валиди.

– Вы являетесь ведущим научным сотрудником Института философии Российской Академии наук. Расскажите, какими вопросами вы занимаетесь?

– На протяжении многих лет я веду исследования в области истории исламской философии и культуры ислама. Также я продолжаю изучение философских традиций российских мусульман на примере творчества башкирского суфийского шейха Зайн Аллаха Расулева, более известного как Зайнулла-ишан (1833-1917), представителя российской мусульманской интеллигенции XIX – начала XX вв., и видного востоковеда-тюрколога Заки Валиди Тогана (Ахмет‑Заки Валидова). По результатам своих исследований я опубликовал ряд книг и статей по различным вопросам духовной культуры мусульманского Востока. Например, в международном ежегоднике «Ишрак» за 2010 год увидела свет моя статья «Запад и исламский мир в философии истории Заки Валиди Тогана: проблема национальной и культурной идентичности в условиях глобализации». В этом издании на русском и английском языках публикуются работы ведущих специалистов-исламоведов Европы, США, России и Ирана. Я являюсь членом редколлегии этого ежегодника. В Институте философии РАН я читаю лекции по истории классической исламской философии. Принимаю участие в работе международных научно-практических конференций. 14-16 марта 2010 г. в Исламабаде, столице Исламской республики Пакистан, состоялась международная конференция «Суфизм и мир», организованная Пакистанской гуманитарной академией (Pakistan Academy of Letters (PAL)). В работе конференции приняли участие более 80 участников из 30 стран и более 200 делегатов из самого Пакистана. Мне выпала честь представлять нашу страну вместе с Р. Псху, доцентом кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов (РУДН). Главной задачей конференции было обсуждение роли духовного наследия исламского мистицизма (суфизма), как важнейшей части мусульманской культуры в борьбе против современного экстремизма и терроризма.

– Спасибо за беседу.

Ринат Имангулов

Видный европейский востоковед Г. Янски писал: «История тюрков от древнейших времен до современности, а также этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды по исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному пространству, – вот области, где Заки Валиди Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги».

Источник

2 коммент. к “Ахмет-Заки Валиди. Его роль в истории”

  • Рим | 5 Март, 2013, 12:22

    опять двуличие… Что же Вы, господа, не упоминаете о периоде жизни этого политика в Германии?

  • Зубайля | 9 Декабрь, 2015, 14:34

    Фамилия Валидов .а при чем тут Тоган ???

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100