Воспитание воина-патриота в башкирской народной педагогике

Многовековая история формирования башкирского народа неразрывно связана с воинской службой, защитой вотчинных земель от нашествий соседствующих народов. Воинская служба воспринималась башкирами не как принудительное мероприятие, а как естественное условие жизни. Пастух-воин, охотник-воин, сэсэн-воин, курайсы-воин и тому подобные понятия означали у башкир полноценного и здорового человека. Недаром основным  лейтмотивом башкирских народных песен, легенд, кубаиров, народных поговорок, сохранившихся до наших времен, является воспевание темы защиты своей земли. Принятие активного участия в защите своей семьи, аула, общины, рода и всего края считалось благородным делом. Эти чувства у башкир воспитывались с раннего детства.

Таким образом, истоки башкирского воинства своими корнями уходят в глубокую древность. За многие века в народном сознании выработались определенные устои и нормы бытия и поведения. Быть башкиром – это означало быть яугиром. Яугир дословно с башкирского — мужчина, способный воевать.  При этом башкирский воин всегда воспринимался не как пеший воин, а как всадник. Поэтому у башкир с ранних лет воспитывалось трепетное отношение к лошади, выносливой и неприхотливой, выдерживающей физические нагрузки и климатические условия.

В переломные моменты истории башкирский народ достойно перенес все тяготы и лишения. Как мы знаем из истории, одним из условий вхождения башкир в состав Русского государства была военная служба. Относясь к войсковому сословию, они сохраняли вотчинные права на свои исконные земли.

Еще много веков до добровольного присоединения к Русскому государству башкиры оттачивали воинские качества в борьбе с ногайскими и сибирскими ханами. Умение вести активную оборону и стремительное наступление, способность преодолевать различные  преграды, совершать длительные походы в любых условиях переходило от поколения к поколению, от отца к сыну.

Благодаря этим качествам башкиры, например, смогли достойно встретить самого грозного и хорошо вооруженного для своего времени противника – монгольские войска. 14 лет подряд башкиры достойно противостояли передовым отрядам Чингисхана, в результате этого было достигнуто признание всех прав башкир на их вотчинные земли. Благодаря этому башкиры сумели практически бескровно заключить политический союз с ордой, сохранив людские и материальные ресурсы края. Это говорит о том, что башкир­ский народ в начале XIII века в военном деле уже не уступал хорошо вооруженному для своего времени монгольскому войску. Во время противостояния башкирского народа передовые отряды монголов вынуждены были обойти Южный Урал далеко с юга.

Что же лежит в основе древнего башкирского воинского искусства? На наш взгляд, прежде всего это — высокий моральный дух, крепкое физическое здоровье народа, любовь к  родной земле, близость к природе, осознание того, что каждый человек — равноправный член целого общества. Воспитание  вышеупомянутых качеств у башкир, как и в любом обществе, на протяжении многих столетий строилось на базовых ценностях народа и служило интересам правящих кругов или государства. Здесь, говоря о воинском воспитании, воинском деле, надо отметить, что башкиры, в отличие от многих своих соседей, сумели создать своеобразную национальную идею, освоить обширные земли, выработали свои национальные приоритеты, которым подчинялись.

Отвечая на вопрос: «Что такое сегодня народ?», М.Карим сказал: «Не могу согласиться с тем, что за народ принимают все население или всего лишь простонародье». Далее народный поэт Башкортостана отмечает: «Народ – коренная порода нации, несущая в себе главные задатки, основанные на ценностях, врученных нации при рождении. Народ в сравнении с населением, быть может, не велик числом, но это отборная гвардия, в решительные часы способная увлекать за собой многих. Народ состоит из личностей и индивидуумов – хороших и разных». (И.И. Валеев. Традиции башкир­ского национального воспитания в творчестве Мустая Карима. – Уфа, 2005. С.101). Башкирский народ всегда имел и формировал, воспитывал подобную патриотически настроеную национальную гвардию — яугиров, т.е. по мере сил обеспечивал свою безопасность.

По утверждению многих философов, социологов, психологов и педагогов, патриотизм в любом обществе и в любое историческое время нес в себе заряд определенной национальной идеи и идеологии.  Передовые люди всегда воспринимали патриотизм как могучую силу, способную сплотить народ в борьбе с внешней опасностью. Наши предки оставили нам в наследство прекрасные примеры трепетного отношения к своей земле, к родному краю, истокам.

В основе воинского воспитания у башкир использовались национальные виды спорта, курэш, скачки на лошадях, стрельба из лука. Яркими примерами тому являются поэтические строки Петра Михайловича Кудряшева, знатока башкирского края. Будучи свидетелем народных праздников, состязаний, он оставил нам яркие картины из жизни наших предков. Одним из таких произведений является глава «Воинские игры Башкирцев» из поэмы «Абдрахман».

Воинские игры Башкирцев
(приводится в сокращении)

На конях батыры все рядом,
Под каждым конь нетерпеливый
Копытом крепким землю бьет,
Храпит, трясет густою гривой,
Бразды железные грызет
И, жадный бега, громко ржет!
Все батыры к лукам нагнулись…
Какая смелость в удальцах!
Летят джигиты…полосою,
За ними следом пыль летит,
Искры пламенной струею
Сверкают, брызжут от копыт!…
И пышут пламень из ноздрей!
Уж батыры у самой цели:
Но Абдрахман опередил
И шапку и кушак схватил…
Его башкирцы окружили,
С коня уставшего ссадили,
Воскликнув громко: «Молодец!»
И в восхищении сердец
Героя нашего почтили
Единодушною хвалой…
Потом кумыс живой, прохладный,
Напиток вкусный и отрадный
В огромный чаше корневой
Был подан нашему герою:
Награда стоит молодца!
Башкиры! Я от вас не скрою,
От вас, о добрые сердца!
Ведь лучше вас кумыс венца,
Который римляне и греки —
Как говорит преданье нам —
В прошедшие златые веки
Своим дарили удальцам!
Смеясь батыры, шутили —
И непременно осушили —
Кумыса целую сабу;
Потом затеяли борьбу…
Все жаром мужества пылали —
Друг друга гордо вызывали —
Проворство, мужество явить.
И одобренье заслужить…
Они поспешно выходили
И, крепко обхватясь, давили
Друг друга в жилистых руках:
Один стоял — не колебался,
Был тверд, был крепок на ногах;
Другой устал и задыхался —
Напрасно устоять старался:
Его противник страшно жал —
И он без сил на землю пал!
«Вот браво!» — старцы закричали,
В ладоши громко застучали:
«Ну, ну, башкирцы молодцы!
Вы так же сильны, как отцы:
Старайтесь превзойти друг друга..!»
Они  друг другу наклонились,
Руками крепко обхватились.
То шаг вперед, то шаг назад —
Друг друга жмут, друг друга давят…
То оба выпрямляют стан…
То вновь наклонятся, то согнутся…
Плечом в плечо друг друга прут,
Друг друга с новой силой жмут,
Друг друга с новой силой давят…
Досада, дерзость ими правят!
Трещат их кости; крупный пот
По лицам каплет и течет…
«Хват Абдрахман!» — все закричали,
В ладоши снова застучали,
Привзнос его хвалой,
Хвалой заслуженной, нельстивой…
Как был доволен наш герой
Своей удачею счастливой!
Сверх похвалы наш  Абдрахман
В награду получил кафтан.
Кумыс отрадный, резвость смеха,
Приятность, острота речей
Вновь заняли богатырей…
Вот третья началась потеха,
Достойная таких людей,
Из коих каждый с юных дней
Быть смелым воином желает;
Она Башкирцев научает
В потомстве имя сохранить, —
Среди полей, равнин кровавых
Быть ужасом врагов неправых —
Верней им гибель наносить!
Сия потеха – в цель стрелянье…
Башкирцы! Ваше воспитанье
Достойно похвалы прямой:
В нем нет уроков утонченных,
Понятий хитрых, отвлеченных,
Рожденных пылкою мечтой;
Но счастливы простотой!
Все ваши игры, все забавы —
Уроки славные войны.
Среди безмятежной тишины
Вы все готовитесь для славы;
Коль громы брани загремят;
Тогда сердца в вас закипят
Геройства благородным чувством!..
Стреляя в цель, наш Абдрахман
Всех удивил своим искусством;
В награду за сие колчан
Он получил себе с стрелами —
И был осыпан похвалами[1].

П.М.Кудряшев не раз бывал в башкирских деревнях. Герои его произведений — вполне конкретные люди, жители д.Сибай Бурзянской волости 6-го Башкирского войскового кантона. Абдрахман Аккулов – кантонный начальник в 1820—1826 гг.[2]

Воспитание воинов у башкир начиналось с малых лет, большое значение придавали физическому развитию подрастающего поколения. Дети у башкир с малых лет приучались к труду и разным навыкам в домашнем хозяйстве. Об этом свидетельствует высказывание И.И.Лепехина: «Разница воспитания детей у башкир в отношении от соседних татар много разнится. Первым у малолетних башкир считается стреляние из лука и конская езда, а девушки упражняются в скотоводчестве и домашних поделках. В педагогическом воспитании башкир – это традиция национальная»[3].

В башкирской  народной традиции дети — основа семейного счастья, благополучия. Как правило, башкирская семья многодетная, в ней царят взаимоуважение и авторитет старших. Особым уважением в семье пользовались бабушка, дедушка и родители. В свою очередь, и старшие старались держаться перед детьми и внуками с большим достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в обращении друг к другу. В многодетных семьях соблюдался возрастной ранг: младшие слушались старших братьев и сестер, а те  проявляли заботу о них и оберегали. Таким образом, каждый ребенок с малых лет был полноценным членом семьи.

«Чтобы заслужить звание батыра, юноша должен был многое уметь. Говоря современным языком, в боевой комплекс входили: головокружительная джигитовка, преодоление водной преграды, меткая стрельба из лука, искусное владение арканом и многое другое.

Воспитание настоящих воинских качеств начиналось чуть ли не с младенческих лет. Едва научившегося ползать сына отец с гордостью сажал на коня. Не зря же старики-аксакалы говорят, что башкир сперва учился скакать на аргамаке, а затем ходить самостоятельно. Получив из рук отца поводья от быстрого скакуна, мальчишка отвечал за него головой. Он должен был не только кормить и поить его, но и быстро, главное – толково заседлать, чтобы тот в дороге не натер до крови холку и не сбил копыта о каменистую тропу. Одним словом, мальчуган становился хозяином. И это в пять—шесть лет. Вся жизнь башкира была построена на лошадях. Вплоть до начала ХХ века джигит без лошади и за полноценного мужчину не считался. Основой воин­ского воспитания у башкир являлась подготовка сильного одиночного бойца, способного успешно действовать самостоятельно.

Юные джигиты осваивали все приемы национальной борьбы, учились владеть холодным оружием. Вершиной же ратного мастерства считалась стрельба тяжелыми стрелами из большого боевого лука. С малых лет лук был непременным спутником башкирских мальчиков. Чтобы стать настоящим батыром, нужно было выдержать несколько испытаний. Вот одно из них. Молодой парень с луком, с небольшим запасом пищи уходил в горы. Зачем? Свалить из поднебесной выси парящего орла. Спросите – почему? Так эта птица больше всего досаждала скотоводам-башкирам. Или другое испытание. Соревнование на самого ловкого, сильного. Юношам нужно было забраться без всяких приспособлений на высоченный, совершенно гладкий деревянный столб. В конце концов все это давало результаты. Башкирский батыр мог смело вступить в единоборство с любым противником». (Асфандияров А.З. «Любезные вы мои…»  Уфа, 1992. С.140—141).

В 1695—1696 гг. состоялись Азовские походы русской армии и флота во главе с Петром Великим. В них башкиры приняли активное участие. Особо отличился башкирский батыр Алдар Исекеев. По выбору самого Петра I Алдар-батыр в кинжальной схватке победил сильнейшего бойца из черкесов, тем самым отстоял честь всей русской армии.

О физическом состоянии башкир сохранились интересные наблюдения. «Башкирцы имеют телосложение крепкое, мускулисты, нередко широкоплечи и способны к  перенесению самых больших крайностей; они менее, чем другие жители здешнего края, подвергаются и прочим обыкновенным болезням, как, например, лихорадкам, горячкам и другим  простудного и ревматического свойства болезням, столь обыкновенным между русским народом. Это, вероятно, зависит от их сурового образа жизни, в котором они, так сказать, ослабили неблагоприятное на себя влияние природных стихий. Главные принадлежности вооруженного башкирца составляют ружье, пика или копье, сабля, лук и колчан со стрелами. Надобно заметить, что башкирцы весьма склонны к воинским упражнениям – все они вообще весьма искусно ездят верхом, мастерски владеют пикой и метко стреляют из ружей и луков, — последними действуют с такой силой, что пущенная стрела на недальном расстоянии, как, например, саженях на 15, пронзает насквозь не только человека, но даже и лошадь»[4] .

«Башкирцы, подобно  предкам своим, имеют большую склонность к воинским упражнениям. Сия склонность заставляет каждого из них с самого малолетства приучаться ко всем занятиям, необходимым для воина. Они все вообще искусно ездят верхом, большие мастера управлять пикой, стрелять из ружей и особенно из луков. Послед­нее искусство доведено у башкирцев до такой степени совершенства, что многие из них каждый раз безошибочно попадают стрелою в самые малые предметы, например, в воробья, находящегося от них шагах во сто и далее»[5] .

В 1812 году, когда началась Отечественная война,  башкирский народ проявил массовый подъем, на помощь русской армии были отправлены 28 конных пятисотенных полков. Многие башкиры добровольно шли в ряды действующей армии. Братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы просили губернатора «по ревностному… желанию к службе» включить их «для оказания Отечеству услуги» в состав башкирского полка, сформированного в 9-м кантоне (Оренбургский уезд) [6] .

Генерал Чернов, продолжительное время общавшийся с башкирами,  в «Проект применения правил всеобщей воинской повинности к башкирскому населению» писал: «Башкиры, мещеряки, тептяри и прочие с первой молодости своей не разлучаются с конем. Мальчиками 4—5-ти лет, они уже постоянно ездят верхом, не знают усталости. Нередко можно видеть башкир, скачущих возле экипажей различных властей, проезжающих по земле их, в продолжении 3-х, 4-х  перегонов без всякого отдохновения; таким образом они легко проскакивают по 100 и более верст  в течение 6—7 часов. Производя все передвижения верхом, башкир не знает никаких препятствий, могущих остановить его передвижение; реки он переплывает верхом; идучи густым лесом, маленькая лошадка его извивается между деревьями без малейшего затруднения; покатостей, невозможных для подъема или спуска верхом, башкир не признает; где человек пройдет пешком, там уже непременно башкир пройдет верхом. Зато и лошадка башкира  вполне отвечает его требованиям: легка, вынослива и бесстрашна, а вместе с тем терпелива и дешева – башкирская лошадка».

Башкиры – жители Южного Урала, опытные и выносливые всадники, привыкшие ездить не только по степи, но и по горам и лесам, оказались весьма подходящей силой для пополнения партизанских отрядов, действующих в то  время на всех путях, ведущих к Москве. Бесстрашными и находчивыми партизанами проявили себя конники Башкирии в отрядах прославленных героев Отечественной войны Давыдова, Сеславина, Ефремова, Кудашева[7].

Выросшие в суровых условиях башкирские воины быстро осваивали уроки войны. Вслед за отступающей наполеоновской армией с донскими казаками атамана Платова в составе отряда полковника Кудашева по улицам разрушенной Москвы прошли воины 1-го Башкирского полка, настигая  отступающих французов. Об этом свидетельствуют слова фельдмаршала М.И. Кутузова в письме к Оренбургскому генерал-губернатору Г.С. Волконскому об активных боевых действиях полков: «Вы не можете представить, ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростию наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их»[8].

Французский генерал де Марбо оставил такие воспоминания о действиях башкирских полков под Лейпцигом: «Эти новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая превратить нас в бегство при первой встрече в самый первый день своего появления, ввиду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но, встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их наступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно»[9].

Участие башкир в этой войне стало самым массовым. В общей сложности в 1812—1814 гг. башкирский народ подготовил и снарядил 28 пятисотенных конных полков. При этом все башкирские воины должны были быть «о дву-конь». Полки выезжали со своим запасом провианта и фуража, со своими походными кузницами и прочим необходимым.

В заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. 20 полков принимали непосредственное участие в боевых действиях. Вместе с двумя мишар­скими, двумя тептярскими пятисотенными полками, башкирская кавалерия находилась в первых рядах наступающей русской армии. Башкирские полки отличились в боях при Мире, Романове, Иньково, Бородино, Березине, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Гамбурге, Модлине, Данциге, Фер-Шампенуазе. 9 башкирских полков одними из первых победоносным маршем вошли в Париж. Это было в марте 1814 года[10].

Башкирский народ с древних времен проявляет уважение к другим конфессиям. Ярким доказательством того является пожертвование 1000 рублей воинами 1-го Башкирского полка на восстановление Донского монастыря, разрушенного французами[11].

Особо важным этапом в истории башкирского воинства являются события 1917—1919 годов, связанные с национальным движением за восстановление Башкортостана. В 1918 году, в ходе реализации Башкирской автономии во главе с ее лидером А.-З.Валидовым, были созданы вооруженные формирования – башкирские национальные части. Они сыграли решающую роль в образовании государственности Башкортостана. «Именно благодаря башкирским национальным частям, правительство Башкортостана в условиях гражданской войны в России, сумело сохранить жизнеспособность автономии и подписать 20 марта 1919 года «Соглашение Центральной советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии». Согласно данному документу, башкирским войскам был присвоен статус особой боевой единицы Красной армии»[12] .

Храбро сражались красные башкирские части на различных фронтах. Осенью 1919 года в Петроград были переброшены части Отдельной Башкирской кавалерийской дивизии и Башкирской стрелковой бригады общей численностью более 10 тысяч солдат. В марте 1920 года на польский фронт из Башкирии была переброшена Отдельная Башкирская кавалерийская бригада под командованием комбрига Мусы Муртазина.

В годы Великой Отечественной войны на территории Башкирии формировались 4 кавалерийские дивизии: 74-я, 76-я, 112-я и 113-я. Из них прославленная 112-я (16-я гвардейская) Башкирская кавалерийская дивизия стала истинным воплощением славных традиций башкирского воинства. Воины этой дивизии проявляли массовый героизм и мужество, а сама дивизия прошла путь от Сталинграда до Эльбы, покрыв себя  неувядаемой  славой.

Военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка подрастающего поколения к военной службе в современных условиях – это сложная, многоплановая и комплексная работа, требующая систематической, целенаправленной и скоординированной деятельности государственных органов, общественных организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.

Одним из направлений деятельности современных военно-исторических клубов является привлечение  молодежи и различных слоев широкой общественности к изучению отечественной  истории, способствование формированию нравственных качеств, идеи патриотизма и преемственности славных традиций.

Основным и наиболее доступным, привлекательным видом занятий для военно-исторических клубов является реконструкция исторического костюма, вооружения, изучение униформологии, организация ролевых  игр, массовых представлений и военно-исторических фестивалей по разным тематическим направлениям.

С целью создания условий для военно-исторической реконструкции и привлечения молодежи к славным традициям и истории башкирского народа в 2006 году силами молодых энтузиастов в республике был организован военно-исторический клуб с историческим названием «Северные амуры». Инициаторами и организаторами данной региональной общественной организации являются преподаватель БГПУ им.Акмуллы И.Г.Шаяхметов (Руководитель клуба) и генеральный директор ЗАО «ИНГЕОхолдинг» И.М.Юлбарисов (Председатель Правления). У клуба есть свой Устав, расчетный счет.

РОО ВИК «Северные амуры» проводит научно-исследовательскую работу по изучению военно-исторических традиций башкирского народа. Члены клуба своими руками изготавливают и создают исторические костюмы,  униформу и оружие башкирских воинов разных времен.

Основной целью клуба является сохранение и популяризация славных военно-исторических традиций башкирского народа, народов Башкортостана и участие в республиканских праздничных мероприятиях, фестивалях военно-исторической реконструкции России и Европы; сохранение памяти о героях, содействие формированию у молодежи высокого патриотического сознания.

Основная задача клуба — реальное участие в военно-исторических фестивалях, мероприятиях в качестве исторических башкирских воинов разных времен и активно заниматься в общероссийском движении реконструкции; внести посильный вклад в дело пропаганды славных традиций башкирского народа; сохранение и изучение исторического, культурного наследия народов Республики Башкортостан; пропаганда героического прошлого, традиций и увековечивание имен исторических героев башкирского народа; воспитание у подрастающего поколения и граждан республики уважения и любви к своему народу, краю и его историческому прошлому; содействие формированию у граждан Башкортостана и России высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, повышение и распространение имиджа Республики Башкортостан, расширение сферы признания башкирского народа на международной арене.

Сегодня  можно с уверенностью сказать, что, несмотря на молодой возраст, РОО ВИК «Северные амуры» успешно справляется с поставленной перед собой задачей — беречь молодежь от социальной апатии, бездуховности, поставить заслон против распространения асоциальных явлений в молодежной  среде. Члены клуба с большим желанием участвуют в мероприятиях и военно-исторических реконструкциях. Ежегодно принимают активное участие в международном военно-историческом фестивале «День Бородина», которой проходит в с.Бородино Можайского района Московской области.

Клуб является инициатором проведения военно-исторических реконструкций, посвященных памяти Героя Советского Союза рядового А.Матросова в 2007 году, в память 65-летия со дня героической гибели командира 112-й Башкавдивизии генерал-майора М.М. Шаймуратова в марте 2008 года. В сентябре 2009 года Клуб принял активное участие, совместно с Республикан­ским музеем боевой славы, в организации и проведении военно-исторической реконструкции «Боевое крещение 112-й Башкавдивизии. Лето 1941 года». В составе международной акции «Дорогами славных конников», посвященной 110-летию со дня рождения генерал-майора М.М.Шаймуратова, члены клуба приняли активное участие. Руководитель клуба, член союза дизайнеров РФ И.Г.Шаяхметов разработал проект памятника, план «Сквера башкирских конников», посвященных памяти героически погибших воинов и командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии и осуществил их в г. Петровское Луганской области Украины. Член клуба, подполковник милиции в отставке А.З.Давлетшин впервые за 65 лет после Великой Победы прочитал молитвы и аяты из священного Корана на Братских могилах в Луганской области Украины, где покоятся воины 112-й Башкавдивизии.

Сегодня РОО ВИК «Северные амуры» РБ является активным пропагандистом военно-исторических и славных боевых традиций башкирского народа. Члены клуба, студенты вузов изучают историю, ведут научно-исследовательскую работу.

В целях подготовки к празднованию 200-летия Победы России и участия башкирского народа в Отечественной войне 1812 года клуб учредил памятную медаль «Воинская Слава башкирского народа». Этой уникальной наградой будут награждаться ученые, активные члены клуба, государственные деятели и меценаты, архивы и музеи, своим содействием и конкретным трудом способствующие приумножению военно-исторических традиций, сохранению и распространению имиджа башкирского народа на международном уровне.

Примечания

1 Башкирия  в русской литературе. 1 том. Башкирское книжное издательство. 1989. Уфа. С. 322—326.
2 А.З.Асфандияров. «Любезные вы мои…». Уфа, Китап. 1992. С221—225.
3 И.И.Лепехин. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. СПб., 1772 год. С.113—114.
4 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа. 1859. С.138—139.
5 Размахнин П. Сведения о башкирцах\Московский телеграф. №21. Ч. 48. М. 1832. С. 274—275.
6 ГАОО, ф.6, оп.3, д. 3668-а, л. 1.
7 Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1960. С.40.
8 Матвиевский П.Е. Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года. Исторические очерки. Оренбург. 1962. С.150.
9 Соколов Д.Н. Башкирское войско в походе русских против Наполеона. Из мемуаров французского генерала де Марбо//Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург. 1897. Вып. 3. С.2.
10 Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. Уфа, 1964. С.57—58.
11 Русский вестник.1814. №9. С.64—66.
12 А.Ш.Ярмуллин. История Башкирского воинства — история доблестной службы Отечеству. Материалы Республиканской НПК 23 ноября 2007 года. «Башкир­ское воинство на защите интересов России». Уфа, 2007.

Ильдар Шаяхметов

«Ватандаш», сентябрь 2010 г.

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100