Легенды башкирского рока: творчество группы «Дервиш-хан»

Одной из команд, ставших основателями башкирского рока, является легендарная группа «Дервиш-хан», во главе с талантливым исполнителем и автором текстов Димом Маннаном (Кулахметовым). Башкирский рок, в целом, как культурное явление еще не был подвергнут серьезному осмыслению, а между тем данный феномен мог бы помочь раскрыть глаза на многие процессы, происходящие в современном башкирском обществе. Поскольку, к примеру, в татарском обществе такой субкультуры вообще, по сути, не было. Эти и другие причины указывают на необходимость обратить на башкирской рок более пристальное внимание.

К началу 1990-го года башкирское общество, пройдя через процесс советской модернизации, начало постепенно терять фундаменталистские черты, присущие традиционному обществу. Стало ясно, что выросло совершенно новое поколение башкирской молодежи, которое, в отличие от своих родителей, искало другие формы самовыражения, новый культурный язык. Ее уже не привлекала «старая», основанная на крестьянско-кочевой культуре, башкирская (советская) эстрада. Это было поколение, которое не хотело себя идентифицировать с песнями, скажем, Фарита Бикбулатова или Фидана Гафарова. Не говоря уже про народные песни. И это нельзя оценивать однозначно негативно или положительно. Это был, в сущности, закономерный итог модернизационных процессов общества в условиях советской действительности. Другое дело, что данное явление было феноменом именно башкирского общества, со своими специфическими чертами, присущими только ему. На мой взгляд, башкирский рок, в отличие от русского, был тесно связан с народной культурой, то есть сильно подпитывался от нее. Это хорошо видно на материале таких групп как «Рух», «Караван-сарай», и конечно «Дервиш» (имеется в виду песни этих коллективов начала 90-х годов). Башкирский рок до сих пор явление не городской, а деревенской культуры. Все ее яркие представители либо выходцы с деревень, либо носители ее традиций. Соответственно их творчество тесно связанно традиционным типом мышления и сознания. Отсюда и специфическое отношение к миру, особенное восприятие основных проявлений жизни, ясное «логическое» творчество. На башкирский рок наложило свой отпечаток и политическое движение за суверенитет республики, всеобщее воодушевление населения РБ, связанное с надеждами на духовное возрождение народа. Этот всеобщий наивный подъем в той или иной мере отразился и на творчестве башкирских групп того периода. Возникло целое направление национально-патриотических песен, наиболее полное выражение которого можно наблюдать у группы «Рух» и раннего «Караван-сарай».

Первоначально башкирский рок возник как альтернатива «официальной» башкирской эстраде. Но со временем эта субкультура (в течении 90-х годов) получила определенную легитимность. Рокерские песни стали крутить на башкирском радио, участников групп стали приглашать на различные концерты, телепередачи и т.д. И постепенно такие рок-группы как «Ант», «Сая», «Дервиш», «Диуана», «Башкортостан», «Ак йондоз» и др. добились культурной легитимации и стали частью башкирской эстрады, а участники группы «Караван-сарай» даже получили статус правительственной команды. Все это можно оценивать скорее положительно, плохого в этом ничего нет.

Творчество каждой команды (а их на заре 90-х гг. было много) очень самобытно и требует отдельного рассмотрения. Однако культовыми группами, с глубокой мифологией и цельным самовыражением стали, на мой личный взгляд, только две – это «Дервиш-хан» и акъярская группа «Рух». Это утверждение спорное и уверен многие с ним не согласятся.

И прежде чем обратится к творчеству группы «Дервиш», хотелось бы сказать еще два слова по поводу башкирского рока. Уникальность этого явления в том что, возникнув за очень короткое время (конец 1980-х–начало 1990-х), башкирский рок был очень разнообразным. Было огромное количество сегодня уже малоизвестных команд, которые играли в различных жанрах и стилях. Была, например, акъярская группа «Майдан», которая играла в стиле хеви-металл, а группа «Диуана» (лидер Нигматов Руслан) – писала песни в стиле босанова. Вокалист группы «Сая» сразу же запоминался своей своеобразной манерой пения и достаточно сложно сделанными аранжировками. То есть все старались отличаться друг от друга, и стилевой охват был очень широк. Башкирский рок дал сильнейший импульс для зарождения башкирской музыкальной молодежной субкультуры. И к планке, которую своим творчеством подняли такие группы как «Дервиш» и «Рух» сегодня многие не могут даже приблизительно подойти. Много башкирских команд вышло, кстати, из Хайбуллинского района (кроме выше перечисленных двух – «Майдан», «Йома», и группа «Игра»). Но удивительно тут ничего нет, просто ребята с группы «Дервиш» и «Рух» своим творчеством заразили в то время огромное количество молодежи и, глядя на них, многие либо играли на гитаре, либо создавали свою группу. Так закладывались определенные традиции. Поэтому башкирский рок — это не только коллективы, исполняющие на башкирском языке, но и группы, поющие в республике на русском. Они тоже были (во всяком случае тогда) равноправной частью этого уникального явления. Музыка обладает универсальным языком, она не знает границ и национальностей. Она либо есть, либо ее нет. В тоже время, являясь частью русского, башкирский рок имел весьма отличную от русского культурную нишу. В целом на традиции русского рока он мало ориентировался. Исключением можно считать только башкирскую русскоязычную группу «Игра». Даже молодые рокерские команды, такие как «Евразия» и «Буреляр» символически и мифологически связаны не с русским роком, а являются ответвлениями башкирского рока.

Группа «Дервиш-хан» образовалась приблизительно в 1991 г. в Хайбуллинском районе в селе Макан. Его основателем был талантливый лидер-гитарист и автор музыки группы — Альберт Габбасов. Первоначально он создал в с.Макан команду «Крик», которая пела на русском языке. Однако постепенно сложился основной состав группы в лице: А.Габбасова, вокалиста Дима Кулахметова, бас-гитариста Альберта Нигматуллина, клавишника Ирика Абдуллина, барабанщика Альберта Нурисламова. За пульт звукорежисера сел Рустем Абдеев. С самого начала ребята пели только свои песни. Автором музыки был А.Габбасов, а тексты песен писал Дим Маннанов. При студийных записях многое было сделано талантливым аранжировщиком Рустемом Абдеевым, который в определенное время работал и качестве музыканта в этой команде. Группа взяла символическое название «Дервиш-хан» (по совету отца А.Габбасова – Марат-агая), которое сильно повлияло, на мой взгляд, на творческую судьбу этого коллектива, и лично Дима. В конце 1992 г. окончательно группа перебралась в Уфу, а спустя месяц, в феврале 1992 года получила Гран-при на первом конкурсе «Урал Моно». Это была единственная команда, которая играла на нем «в живую» (телевидение страховалось и требовало фонограммный звук). Все члены группы, кроме Д.Маннана и А.Габбасова, имели музыкальное образование. Начался уфимский период жизни группы. Ребята много писали, выступали на концертах, скитались по бесконечным общежитиям… Именно в этот период были написаны песни, принесшие большую популярность группе. Возрос технический уровень исполнения композиций и песен вообще. Следует признать, что до самой смерти Дима Маннана, начиная с 1992 г. на башкирской эстраде не было группы, которая была бы им равной по силе. Если многие начинавшие с ними команды постепенно снизили уровень своей творческой активности, то «Дервиш» сумел удержать качество создаваемых песен. К сожалению, была для этого и прозаическая причина – ребятам нужно было выживать в сложных условиях городского существования. Но ребята стойко держали удар. Благодаря, наверное, и твердой жизненной позиции самого Дима. С этого момента хотелось бы остановится на личности этого легендарного человека.

До того момента как придти в группу, Дим Маннанов жил и работал в деревне Турат (Илячево) Хайбуллинского района. Он жил в маленькой землянке на краю деревни у подножия горы. У себя в деревне он был лучшим работником, мастером на все руки. Образования у него не было. Это был настоящий народный самородок, талантливый и, кстати, очень остроумный. Сколько его помню, он все время улыбался, шутил, а в группе они постоянно друг друга подкалывали. Жизнерадостность была их основным принципом существования, она была главным мерилом отношения к жизни, в целом. И поэтому песни группы «Дервиш» это, главным образом, жизнеутверждающие, веселые песни. Я раньше этого не мог понять и поэтому, признаюсь, в начале считал их конъюнктурной, «попсовой» группой. Юношеский максимализм всегда несколько ограничен…

Однако жизнь, Дима Маннана была, к сожалению, далеко не так легка и радостна, как может показаться, если судить по его песням. Как писал Блок, «роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая». Эти слова можно в полной мере отнести и певцу легендарной башкирской группы. Но, тем не менее, Дим, как большой и самобытный талант, даже, несмотря на все жизненные неурядицы, легко и светло относился к миру. Он был очень светлый человек. До конца своей жизни, не впадая в уныние, он нес тяжелейший груз творчества, принципиально не замечая черных сторон жизни. И это говорит нам о том, что перед нами настоящий творческий художник. Как писал тот же Блок:

Печальная доля – так сложно,
Так трудно и празднично жить.

И слушая его песни, понимаешь, что этому главному принципу искусства он не изменил до конца своей жизни. Мандельштам писал, что «голос – это личность». И вся жизнь Дима, все ее перипетии, отразились в его голосе, манере исполнения. Именно поэтому, на мой взгляд, сделанные попытки перепеть песни «Дервиша», неудачны. Слишком велика разница с оригиналом. Для этого, наверное, нужно столько же пережить и испытать, сколько выпало на долю этого певца. Откровенно говоря, берет злость, оттого, что перед нами прошел и сгорел на глазах очень талантливый человек, которому приходилось заниматься продажей еды на рынке, чтобы прожить, вместо того чтобы заниматься полноценно своим нелегким и не каждому дающимся делом – волновать музыкой и словом сердца людей, учить их быть добрее. Видеть за внешним миром другой, прекрасный мир.

Мифология группы «Дервиш» сложна, хотя, и на поверхностный взгляд, просто выражена. Несмотря на то, что их музыка уходить корнями в башкирскую народную мелодику, этнической ее не назовешь. Альберт Габбасов как композитор группы, много взял в качестве формы из западной, преимущественно американской рок-культуры. Тем не менее, это очень самобытная и оригинальная музыка. Альберт Габбасов, как и Ирек Атанов из группы «Рух», сильный мелодист. Его компзиции сразу ложатся на слух и легко запоминаются. Содержание же песен, написанных Димом Маннаном, очень логично эту музыку дополняет. В этом, наверное, и секрет успеха группы. Разбирая содержание песен, можно выделить целый пласт, написанных на деревенскую тему. Это: «Аул», «Зульфия», «Забир-агай», «Хаумы, асэй» и др. В них поется от имени обычного деревенского парня, с большой долей юмора, о жизни простого человека. Дим преимущественно лирический певец, его песни носят автобиографический и личный характер. И вот песня за песней выстраивается мифология этой группы – дорога неунывающего, светлого человека, который за чертами повседневности широко и легко идет по жизни. Песни на эту тему (ранний этап творчества) носят хулиганский характер, это песни бесшабашного человека любителя попеть, погулять, похулиганить. В этом смысле это очень роднит их с творчеством группы «Сектор газа». Во всяком случае, отношение к жизни очень схожее. Однако творчество группы «Дервиш» развивалось очень пластично. От вышеуказанных тем, Дим перешел к обобщающим, религиозно-философским темам. Это песни «Эй, люди», «Я радуюсь», «Жизнь» и др. Произошло это благодаря и тому нравственному перелому, которое он пережил, приняв Ислам. В результате разгульной, «рокерской» жизни, у него было что-то наподобие клинической смерти, после которого он радикально пересмотрел свое отношение к жизни. Это, конечно же, отразилось на его творчестве. Песни этого периода полны глубокого содержания (несмотря на простоту изложения). Он ставит перед собой и слушателем коренные вопросы бытия: о жизни и смерти, о добре и зле, о судьбе башкирского народа. Он словно понимает ту ответственность, которую исполнитель всегда несет перед молодежью – жизнь это не только веселье и беззаботное прожигание, есть и определенное обязательство перед Аллахом… Много у группы «Дервиш» лирических песен о любви, грустных и радостных. У него было широкое, степное восприятие мира. Для него мир был огромной мастерской из которой он черпал темы и вдохновение. Он оперировал масштабными, планетарными символами. В целом Дим подходил к творчеству как настоящий художник, каким он и, собственно, был. За любым проявлением жизни он пытался увидеть главное, сакральное значение. Будь это любовь или рождение ребенка. В одной из отличных песен («Тормош») есть такие замечательные строки, обращенные к младенцу:

Открой глаза, человек – дам тебе имя!
От прямой дороги не уходи в сторону.

И в этом весь Дим, все его творчество. Для слушателя он расставляет главные ориентиры, как стать и быть человеком – идти прямой дорогой, быть чистым перед Аллахом и людьми.

Слова над человеком имеют огромную, таинственную власть. И взятое когда-то название группы – «Дервиш», сыграла роковую роль в судьбе Дима Маннана. По этой жизни он шел как неприкаянный странник, без дома, без приюта, веселой и легкой походкой. Заворожено глядя на небо. Позднее он обратиться к теме странничества, большого пути (песня «Юлаувсы», например). Однако свою дорогу домой он все-таки нашел. Обращение Дима в конце жизни к Исламу – логический итог его творчества. Оно вытекает их характера его песен. Этот переход носит глубоко символический характер – пройдя странником по этой жизни, он нашел успокоение не творчестве, а в религии. И с момента этого осознания время его земного существования кончилось – он вышел в последний путь… (это ощущение хорошо выразил в песне, посвященной памяти Дима, художник Айдар Альметов).

Итоговой работой группы, вершиной их творчества является песня «Нисек бархын, тик шулай бул» — «Пусть будет все как есть!». Эта песня о любви и не только, эта песня – о торжестве и согласии мировых сил, о главной правде жизни.

P.S. К сожалению, не сумев отплатить Диму Маннану при жизни, наша общественность, мы, не воздали ему и после его трагической смерти. Семья Дима – жена Альбина и дети так и не получили квартиры… Общество, которое так относится к своему певцу, достойно только презрения. Ибо все грелись от его костра столько лет, на его песнях выросло несколько поколений молодежи, неужели он не заслужил к себе более достойного внимания своим творчеством и даже смертью?

Буранчин А.М.
Источник

8 коммент. к “Легенды башкирского рока: творчество группы «Дервиш-хан»”

  • Гайса | 14 Август, 2009, 12:40

    На таланте деньги не сделал …. Одним словом наш башкирский Цой

  • Ильгиз Батырович | 20 Апрель, 2010, 9:56

    Рэхэтлэнеп укыным, рэхмэт. Рух тураhында ла бар икэн.

  • Джамиля | 28 Апрель, 2010, 8:14

    Семья Дима это также пятеро его детей. Их тоже не надо забывать.

  • Ильнур | 19 Февраль, 2011, 17:01

    Азамат спасибо тебе, что еще напомнил о легендарной группе на песнях которых мы выросли. 

  • Башкорт | 22 Август, 2011, 16:58

    Рустем Абдеев умер…

  • Саяр | 17 Декабрь, 2011, 10:53

    спасибо

  • Наиль | 22 Декабрь, 2011, 20:54

    «Дервиш» действительно была сильнейшая группа. Вообще группы того времени были яркими и запоминающимися. не то что сейчас. 

  • Линара | 4 Ноябрь, 2012, 21:55

    Спасибо за статью! Дим был действительно прекрасным,светлым и жизнерадостным человеком! И теперь, слушая его песни, каждый раз сжимается сердце,как-то не верится,что его уже так давно нет с нами!

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100