Ответы историка на вопросы «домохозяйки»

М.М. Кульшарипов. Фото: rslt.ruУважаемая Лина Серегина!

Я с большим вниманием прочитал Ваш материал в связи с появлением в интернете моей статьи «Некоторые мысли по поводу статьи Путина «Россия и национальный вопрос».

Конечно, я не могу согласиться с Вашей интерпретацией моих взглядов по национальному вопросу, в том числе по изучению родного языка. Но, тем не менее, хотелось бы выразить Вам свою признательность за Ваш отклик на мою статью, хотя я в ней не затрагивал вопроса об изучении башкирского языка как государственного.

Мне показалось, что Вы явно скромничаете (вернее, прибедняетесь), представляя себя «простой мамой школьников, домохозяйкой». Это – к слову. В то же время Вы возвели меня, говоря Вашими словами, в ранг «нацэлиты». Я никогда не был чиновником и не занимался решением государственных проблем.

В Вашем отклике, главным образом, речь идет об изучении башкирского языка как государственного в общеобразовательных школах. Вы почему-то, уделив столь пристальное внимание к этому вопросу, игнорируете то, что в Республике Башкортостан башкирский язык наряду с русским языком является государственным, как и языки коренных этносов в других национальных республиках РФ. Дело в том, что в пункте 3 статьи 7 Закона РБ «Об образовании» записано: «Башкирский язык как государственный язык РБ изучается в учреждениях общего начального и среднего профессионального образования в рамках республиканского компонента содержания образования в объемах, предусмотренных государственными базисными учебными планами» (Абзац введен Законом РБ от 28 сентября 2005 г. № 212-3). Все это вполне согласуется с шестым пунктом статьи 6 Закона РФ «Об образовании», принятом 31 декабря 2005 г. № 199-3, где указано: «Вопросы изучения языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик». Кстати, изучение национальных языков как государственных включено в учебные планы не только в РБ, но и в Республике Татарстан, Мари-Эль, Чувашии, Якутии и в других национальных регионах РФ.

В РБ по учебным планам в образовательных учреждениях на изучение башкирского языка как государственного выделено всего два часа (80 мин) в неделю, в то время как этот объем в Республике Татарстан составляет 5 часов (в начальных классах от 6-7 часов), в Удмуртии — три часа и т.д. Притом в некоторых общеобразовательных школах РБ преподавание башкирского языка было введено задолго до принятия Закона о языках. В частности, по инициативе коллектива известной Аксаковской гимназии №11 г. Уфы изучение башкирского языка началось там еще 90-х гг. XX в. (Если Вы не доверяете мне, свяжитесь по телефону с коллективом этой гимназии).

Хочу также подчеркнуть, что на мое обращение в Министерство образования РБ, а также управление образования администрации г.Уфы по вопросу об отношении родителей к изучению их детьми башкирского языка, в том числе об имеющейся информации о собирающихся переезжать в «Россию», говоря Вашими словами, из-за Закона о языках РБ, было сказано, что все это сильно преувеличено, и совершенно несерьезно. Действительно, чтоб из-за выделения каких-то 80 минут на одну учебную неделю на изучение языка башкир люди покидали, по Вашему заявлению, «свою родину с горечью», меня никак не убеждает. В данном случае, если подобное имело место, скорее следует говорить о неприязненном отношении этих людей ко всему башкирскому, или о наличии у них синдрома великодержавного шовинизма. Не следует забывать и о том, что в 10-11 классах башкирский язык как государственный не изучается (в Татарстане изучение татарского языка продолжается и в 10-11 классах).

Один из наших известных публицистов В. Бадретдинов совершенно правомерно писал, что «Введение обязательного преподавания государственных языков национальных республик вызвало у некоторых языкофобов острейшее неприятие изучения учащимися другого языка, исходящее из ложного тезиса о том, что якобы принудительное изучение языка приводит к снижению качества знания учащихся по другим предметам… Изучение языков не может быть фактором, тормозящим интеллектуальное развитие ребенка или ухудшающим качество знания по другим предметам. Многоязычие является важнейшим средством расширения кругозора наших детей и формирования поликультурной личности».

Необходимо по поводу поднятого вопроса отметить, что Постановлениям Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 года №16П была признана правомерность изучения татарского языка как государственного языка Республики Татарстан. Это Постановление касается и башкирского языка и всех иных государственных языков национальных республик РФ. Т.е. жалобы по этому вопросу некоторых граждан национальных республик РФ уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который их отклонил.

Теперь перейду к другим Вашим вопросам. На 1,2, 3 вопросы Вы ответили уже сами, и нет необходимости их повторять.

На 4, 5 вопросы о статьях Конституции РФ по родным языкам и по моему замечанию «в какой-то мере». Насколько оно корректно? В данном случае я имел в виду то, что в нашей стране, к сожалению, Основной Закон не всегда соблюдается, часто превращается в фикцию. Все это мы видим в попытках ликвидации национальных республик, выступлениях В.В. Жириновского, о котором, Вы не могли не заметить, я пишу в своей статье. Или, например, в декабре 2004 года был принят Закон о новом порядке избрания глав регионов, направленный на дальнейшую унитаризацию системы государственного управления РФ. В этом же русле следует рассматривать и разделение РФ на федеральные округа, которое противоречит пунктам статьи 3 Конституции РФ. С изучением родных языков субъектах РФ в последние годы также возникли серьезные проблемы в связи с массовым закрытием башкирских школ Челябинской, Оренбургской и в других областях и краях, где башкиры проживают компактно. У нас в РБ за последние годы было закрыто более 350 школ, прежде всего в башкирских деревнях. Тем самым нарушаются конституционные гарантии изучения родных языков. Также по новому (3 поколение) ФГОС в области высшего образования из его базовой части выпали дисциплины регионально-национального компонента. Речь идет об изучении истории РБ, географии, культуры, искусства Республики Башкортостан.

Непонятно, о каких «рычагах» воздействия на изучение языков (родных), использованных мною и моими безымянными «идейными союзниками», Вы пишите? Почему без конца повторяете надуманный Вами тезис об «обязательно-принудительном изучении башкирского языка»? Если этот язык изучается в наших школах, то это дело ведется, на совершенно легитимной основе, т.е. опираясь на общероссийское и республиканское (местное) законодательства.

7, 8, 9, 10 вопросы. На эти вопросы я фактически уже ответил. Смешно, «о каком тяжком грузе на плечах других народов» Вы пишете? Почему Вы так резко ополчились против башкирского языка, на которое отводится-то всего 80 минут в течение недели, искаженно представляя право народов на самоопределение? Здесь хотелось бы отметить, что башкиры самоопределились более чем 90 лет тому назад. Они с оружием в руках, проливая свою кровь, сумели добиться признания Центром своей государственности путем подписания «Соглашения» между Башкирским белым правительством и ЦИК и СНК РСФСР. Вы так упорно обвиняете во всех грехах «национальную элиту», и откуда у Вас такая башкирофобия, просто диву даешься.

8 вопрос. В чем же Вы видите игнорирование нами запросов других народов. Разве в РБ запрещено изучение татарами, чувашами, мордвой и другими своих родных языков? Откуда такой разоблачительный пафос?

9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 вопросы опять крутятся вокруг изучения башкирского языка. Что касается самоопределения, то не только башкиры, но и татары, чуваши и другие у себя на исторической родине, т.е. в Татарстане, Чувашии и т.д. тоже самоопределились. Не следует забывать, что и в Татарстане, Чувашии и других республиках тоже проживают представители многих национальностей, в том числе и русские, и в них тоже языки коренных этносов изучаются как государственные, как было указано выше. Откуда у Вас столько желчи и злобы в отношении башкирского языка? Даже лишь ознакомительное, мизерное по времени его изучение вызывает у Вас такую бурную, ничем не оправданную негативную реакцию.

17. Ссылка на 4 статью Международного Пакта об экономических социальных и культурных правах народов (не человека, как Вы пишите) никак не оправдывают Ваших нападков на башкирский язык. Ведь в данной статье совершенно ясно сказано о возможности устанавливать только такое ограничение прав, которое, к Вашему сведению, определяется законом. Неужели Вы думаете, что изучение башкирского языка как государственного в объеме одного часа и 20 минут «несовместимо с природой указанных прав» и не способствует «общему благосостоянию в демократическом обществе». Если Вы считаете, что это нарушает Ваши права, предлагаю Вам обратиться в Генеральную Ассамблею ООН и поставить там вопрос об отмене данного Пакта.

18. Разве получение знаний об окружающих Вас народах, включая не только их язык, но и историю, культуру и обычаи, ограничивает Ваши права? По единодушному мнению не только «башэлиты», но и обществоведов все это, наоборот, способствует укреплению мира, взаимопонимания и согласия между народами. Уверен, если бы Вы имели должное представление о башкирах, об их истории, культуре, не стали бы задавать подобные вопросы.

19. Исследования по поднятой Вами теме у нас ведутся, защищаются диссертации, проводятся конференции. (Языковая ситуация в РФ. Материалы круглого стола. 25 марта, 2005 г., Уфа, 2005; Национальные и языковые процессы в РБ: история и современность. Уфа, 2005; Российский федерализм: история и современность. Материалы Всероссийской конференции. Уфа, 2009 и др.).

20. Опросы по этому вопросу регулярно организуются, прежде всего Институтом гуманитарных исследований АН РБ, Институтом этнологических исследований УНЦ РАН и другими научными учреждениями.

21, 22, 23, 24, 25, 26 – на все эти вопросы я уже ответил. Кстати, эти вопросы ничем не обоснованы. О каком принуждении и жалобах идет речь? По информации компетентных сотрудников МО РБ, совершенно ограниченный круг людей (были названы две-три фамилии, в том числе прозвучала и Ваша фамилия), которые постоянно пишут всякого рода жалобы и протесты в разные инстанции в духе заданных мне Вами вопросов и комментариев к ним. Ваше нетерпимое отношение к башкирскому языку никак не способствует наступлению, говоря Вашими словами, «эры сотрудничества с обществом».

 С уважением, М.М. Кульшарипов

6 коммент. к “Ответы историка на вопросы «домохозяйки»”

  • РУСТАМ ЗИАНБЕТОВ | 10 Февраль, 2012, 19:17

    РӘХМӘТ ҺЕҘГӘ.

  • Зулия Туганова | 18 Февраль, 2012, 14:19

    Вопрос башкирского языка чуть ли самый первый по важности, самый муссируемый на Уфе.
    Противникам принудительного насильственного изучения так толком, убедительнее не объяснили, зачем он нужен, башкирский язык.
    В какой-то мере мамочки-Линочки правы, выпускники школ Башкирии оказываются в худшей ситуации, чем выпускники из других «ненациональных» регионов. Действительно, детишечки-ребятишечки недополучают знаний русского языка из-за сокращения количества часов русского языка.
    Т.к. экзамен по русскому языку обязателен при поступлении в любое учебное заведение, любой техникум или ВУЗ, независимо от специальности. То есть невозможно получить никакую профессию без обязательной сдачи экзамена или испытания по русскому языку.
    Ситуация получается несколько абсурдной.
    Если вам нравится специальность «Ихтиология и рыбоводство», вы должны пройти вступительные испытания по русскому языку и биологии. Биология нужна — понятно зачем. Русский язык, понятно, рыбам не нужен, требуется грамотность абитуриента. Но почему, к примеру, не география. Или рыба сама найдет себе путь безо всякой географии?
    Почему будущему ихтиологу грамматика русского зыка нужнее, чем химия?
    А если вам нравится гидротехническое строительство? Хотите поступить в ССУЗ — проходите испытания опять же по русскому языку и математике. А физику не сдавайте, она ни к чему. 
    И возводите Саяно-Шушенские ГЭСы.
    Или по специальности «Шахтное строительство»  тот же русский язык с математикой и без физики.
    И обслуживайте шахты Распадские.
    Русский язык везде и всюду, без всяких альтернатив.
    Впрочем, по другим предметам некоторые альтернативы имеются, причем в причудливом сочетании:
    Географический факультет – Математика или Информатика
    Факультет психологии — Математика или Иностранный язык. 
    Хотите изучать башкирскую филологию — сдавайте экзамен опять же по русскому языку и литературе. Причем имеется литература только русская.
    Если хотите на восточные языки: хотите учить китайский — можете сдать иностранный язык — французский. Хотите турецкий — сдавайте экзамен по немецкому, или французскому, или английскому языку — на выбор, как вы захочете.
    Или вот:
    031202 Филология  (специализация переводоведение и практика перевода (башкирский, татарский, английский, турецкий языки) 
    –  Русский язык
    —   Литература
    — Иностранный язык.
    Причем прием ведется только на платной основе с полной компенсацией стоимости обучения.
    Вот те бабушка, и турецкие лицеи.
    ………………..
    При нынешней образовательной системе требования к знанию русского языка едины для всех без исключения абитуриентов, любой национальности и любой республики. исклчение делается лишь для иностранных граждан — для них другие требования.
    Каждый выпускник школы обязан правильно ставить ударение:
    1  согнУтый
    2  крЕмень
    3  собралА
    4  красивЕе
    Литература изучается в основном только и только русская, хотя мировая литература имеет образцы получше, чем хрестоматийные Севастопольские рассказы, чем стихи Державина, чем пьеса Гроза, чем драматургия Володина.
    Или убогая древнерусская литература.
    ……………
    Обязательный экзамен по русскому языку был введен в советские времена, в ходе кампании по интернациональному слиянию и сближению в единую социалистическую нацию.
    Массивно внедрялся и пропагандировался русский язык, так называемые национальные школы или переводились на обучение на русском языке. Тогда был введен как стандарт обязательная сдача русского языка при поступлении в любое ССУ или любой ВУЗ.
    Окончившим национальную школу делалась поблажка — диктант вместо сочинения.
    Чингиза Айтматова лучше в переводе с киргизского напрямую на башкирский. 

    Проблема обязательности и разных требований к знанию русского языка никогда не поднималась и не обсуждалась.
    С этого и надо было начинать.
    Отсюда и проблема с нужностью башкирского языка.

  • РАМИЛЬ ГАБИТОВ | 23 Февраль, 2012, 0:38

    СПАСИБО , МАРАТ  ЭФЭНДЕ  — ИЛ   АГАhЫ !

  • Халитова Зайтуна | 28 Февраль, 2012, 21:56

    Арыумы Марат Эфэнде! Все о чем Вы пишете, вызвало уважение и благодарность к Вам. К сожалению, мы сами башкиры не осознаем, какое богатое культурное наследие оставили наши предки. Вы правы, в школах просто необходимо знакомить с величайшими древними памятниками творчества Башкир, как «Урал-Батыр» и т.д. А в т.н. русской литературе,навязанной школьникам, назовите хотя бы одного действительно русского писателя, я что-то не нахожу…. Почему нас десятилетиями заставляли учить историю Греции, Италии и т.д. А вот про свою родную Башкорт Иле(Ере), сколько крови пролито было лучшими сынами гордого народа, в защиту собственного образа жизни, нравственности, за право говорить на башкирском языке у себя на своей исконной земле. Если верить архивам, сегодня можно легко проследить кто, какой национальности и откуда поселился на земле Башкир. Считаю, немаловажным факт-когда? Не будучи историком и то, ясно после народных восстаний, после поголовной резни башкирского населения. У меня нет никаких сомнений, в том, что это как раз и есть потомки тех самых пришлых людишек, предателей и беглых каторжников. У них генетический комплекс предателей, ненависть ко всему Башкирскому, потому, что они не могут простить нам Башкирам подлость своих предков.

  • Юрий | 4 Январь, 2013, 17:22

    Мне не приятно, читать такие вещи:  “Халитова Зайтуна | 28 Февраль, 2012, 21:56
    Арыумы Марат Эфэнде! Все о чем Вы пишете, вызвало уважение и благодарность к Вам. К сожалению, мы сами башкиры не осознаем, какое богатое культурное наследие оставили наши предки. Вы правы, в школах просто необходимо знакомить с величайшими древними памятниками творчества Башкир, как «Урал-Батыр» и т.д. А в т.н. русской литературе,навязанной школьникам, назовите хотя бы одного действительно русского писателя, я что-то не нахожу…. Почему нас десятилетиями заставляли учить историю Греции, Италии и т.д. А вот про свою родную Башкорт Иле(Ере), сколько крови пролито было лучшими сынами гордого народа, в защиту собственного образа жизни, нравственности, за право говорить на башкирском языке у себя на своей исконной земле. Если верить архивам, сегодня можно легко проследить кто, какой национальности и откуда поселился на земле Башкир. Считаю, немаловажным факт-когда? Не будучи историком и то, ясно после народных восстаний, после поголовной резни башкирского населения. У меня нет никаких сомнений, в том, что это как раз и есть потомки тех самых пришлых людишек, предателей и беглых каторжников. У них генетический комплекс предателей, ненависть ко всему Башкирскому, потому, что они не могут простить нам Башкирам подлость своих предков.

    1.Вопервых — этот человек не мусульманин,  по мусульманским правилам его уже давно нухно было забить камнями.
    2. Этот  человек не чистокровный Башкир.
    3.Любому Башкиру не запрещается и даже наверное наоборот всегда поощрялось ( на это выделялись деньги), поднимать свою культуру и национальное богатство.
    4.Есть Статья 29 Конституции Российской Федерации[1] гласит, что
    Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
    В ответе Халитова Зайтуна — Это просматривается это хорошо просматривается. Возможно Вам этот пост нужно удалить.
    5. Еще раз повторяюсь: Если Вы лентяи и не можете или нет желания изучать Вашу “Наследственность – при этом реальную”  — ни кто Вам не виноват.

  • Рустам | 8 Сентябрь, 2013, 23:02

    Бедный Юрик, не читай, не порть себе нервы. Ты прав, ты сам не чист. Знаю я таких Юриков, Вовиков, Максимов у которых корни не славянские, позабыли свои корни. Одни мордва, чуваши, другие то ли татары, то ли башкиры. Не помнят корней и называют себя русскими, а отцы у всех не русские.  Вот так и получаются 80% русские. 
    Башкиры хоть и мусульмане, но все таки не дикари. Как можно камнями?
    А правда всегда глаза колит. Вы русские переживаете за арабов, а что веками угнетаете и ведете политику  искоренения народов не видите. Этого в школьных учебниках не пишут, но башкиры и другие народы помнят все, все что вы наделали. Европейцы хоть не лицемерят, колония, значит колония, захвачена. А у вас от Мордовии, Кавказа, Азии и Чукотки все добровольно присоединилось. Но почему то столько восстаний и войн, все отсоединяются и хотят от вас уйти. И кругом у вас все плохие. Может проблема в вас самих? Может хватит играть в империю? Покайтесь, извинитесь перед всеми!

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.