Этногенез башкир (окончание)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА

Наряду с тюркской и угорской теориями происхождения башкирского народа в начале XIX в. начинает складываться т.н. промежуточная теория. Суть этой теории состоит в том, что в формировании башкирского народа участвовали как угорские, так и тюркские племена. Впервые эта мысль была высказана А.Шлецером. На основе европейских источников Х—ХIV вв., считал он, башкиры представляют собой смесь финно-угорских народов с тюркскими племенами и сложились в золотоордынское время (Русские летописи на древнеславянском языке. Ч.II. СПб., 1816. С. 339).

В энциклопедическом лексиконе А.Плюшара о происхождении башкир пишется: «по физическим чертам башкиры составляют нечто среднее между финном и турком и можно заключить с некоторою достоверностью, что они могли произойти от смешения финских и турецких, которые обитали здесь в начале н.э.» (Т. 5. СПб., 1836. С. 131).

Крупный финский языковед и этнограф А.Кастрен (1813—1852) считал, что «башкиры являются смесью остяков и татар, с которыми они, благодаря их местожительству, вынуждены были соприкасаться» (Ethnologische Vorlesungen uber die altaischen Volker. Petersburg, 1857. С. 92). Примерно такие же утверждения содержатся в Справочном энциклопедическом словаре К.Края (Т. 2. СПб., 1849. С. 182-185), у Вамбери (Das Turkenvolk in Ethnologischen und Ethnograpischen Beziehungen. Baschkiren. Leipzig, 1885. С. 517) и Алькуиста (Unter Wogulen und Ostjaken. Reisebriefe und ethnograpische Mittheilungen von August Ahlguista. Helsingfors. 1883. С. 69).

Известный знаток истории тюркских народов Н.Аристов считал, что процесс формирования башкирского народа был сложным. Разобрав с лингвистической точки зрения названия башкирских волостей и родов, приводимых у П.И.Рычкова, он пришел к выводу, что в процессе складывания башкирской народности преобладающую роль сыграли половцы, но «попадали к ним и столь далекие племена, как киргизское» (Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. // Живая старина. Т. III. Вып. III-IV. 1896. С. 406). Кроме того, и угро-финны приняли участие в формировании башкир, так как:

1) соседние тюркские народы называют их остяками;
2) угро-финны прежде когда-то обитали на этой территории;
3) антропологические данные (например, из 74 башкир, исследованных итальянским профессором Соммье, 13 оказались поддолихоцефалами и мезоцефалами, а 61 брахицефалами).

Участие угро-финнов наряду с тюрками в этногенезе башкир подчеркивали А.Дмитриев (Башкирия при начале русской колонизации. // Пермская старина. Вып. VIII. Пермь, 1900. С. 19-133) и Д.Н.Соколов (Оренбургская губерния. Глава VIII. М., 1916. С. 74-88).

С.А.Токарев (Этнография народов СССР. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1958.) допускал предположение, что после переселения мадьяр в IX в. в Паннонию, оставшаяся часть была тюркизирована кыпчаками и родственными им племенами. Этноним «мадьяр» сохранился, изменившись в маджагар — баджагар — башкурт и т.п. В образовавшуюся народность влились и оседло-земледельческие (финские) и кочевнические (тюркские и монгольские) элементы. Венгерский язык сохранился у башкир до нашествия монголо-татар. Окончательная тюркизация башкир произошла в середине XIII в. под властью татар (с. 194).

ОБ ЭТНОНИМЕ «БАШКОРТ»

В историко-этнографической и лингвистической литературе предпринято множество попыток толкования этнонима «башкорт». Нет смысла подробно рассматривать каждую версию. Остановимся на наиболее важных из них.

Первым вопрос о происхождении этнонима был поставлен В.Н.Татищевым (1676-1750). По нему, слово «башкорт» означает «главный волк». В.Н.Татищев опубликовал предание, широко распространенное среди башкир. «Когда-то вышли из Бухары миссионеры для распространения мусульманской религии и не знали, в какую страну отправиться, так как везде были кафиры-неверные, тут явился им волк и повел их на Уральские горы, где жили предки башкир в язычестве; от этого они и получили название башкурт, т.е. волчья голова» (История Российская. Т. 1. М.-Л., 1962. С. 252).

По мнению П.И.Рычкова (1712—1777), ногайцы прозвали башкир «башкурт», т.е. «главный волк или вор», за их отказ переселиться с ними на юг (История Оренбургская. СПб., 1759. С. 10).

И.Г.Георги в «Описании всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей» (СПб., 1799) во второй части пишет: «башкирцы как сами, так и от ногайцев называются башкуртами. Сие наименование значит, по их толкованию, пчеловодца (от слова курт, пчела), а по ногайскому главного волка» (с. 85).

Как видно, исследователи XVIII в. значение этнонима пытались объяснить как название, данное соседними народами. В то же время подчеркивается, что сами башкиры называли себя «башкорт».

В презрительном толковании этого этнонима ногайцами и другими народами ничего удивительного нет. Такое оскорбительное суждение о названии соседних или родственных народов было характерно во всем мире.

В 1847 г. в «Оренбургских губернских ведомостях» была опубликована статья В.Юматова «О названии башкирцев» (№ 24). Автор пишет, что башкиры «называли сами себя башкурт, «пчеловодами»-вотчинниками, хозяевами пчел. Может быть, это случилось именно по переходе их в нынешнюю Башкирию» (с. 297).

Д.А.Хвольсон, в работе которого «Известия о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века» (СПб., 1869) получила четкое оформление угорская теория происхождения башкирского народа, считал, что древней формой имени башкир, как и венгров, был «баджгард». Из «баджгард» образовались формы «башгард», «башкард», «башкарт», «башкерт», «башкорт» (с. 717). Точку зрения Д.А.Хвольсона поддерживал И.Фишер. В своей известной работе «Sibirische Geschichte» (СПб., 1874) он писал, что встречающиеся в различных средневековых источниках разные названия башкир, а именно «…паскатир (Paskatir), башкир (Baschkir), башкорт (Baschart) и мадьяр (Madchar) — все одно имя…» (с. 79).

В 1885 г. с новой версией об этнониме выступил на страницах газеты «Оренбургский листок» (№ 46) А.Е.Алекторов. По нему, башкорт, башкурт состоит из слов башєа — «отдельный» и йорт — «жилище, становище, страна», т.е. отдельная страна, отдельный народ.

В начале XX века оригинально обосновал название «башкорт» как «главный волк» В.И.Филоненко. По его мнению, «смелость и безграничная отвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк. Последнее не только не заключало в себе ничего постыдного, обидного, но считалось даже славою, гордостью народа. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языке Востока значил «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи и разбои считались знаменитыми подвигами» (Башкиры. // Вестник Оренбургского учебного округа. 1913. № 5. С. 168-169).

Таким образом, в дореволюционной историко-этнографической литературе были высказаны на основе народной этимологии и историко-семантического анализа названия следующие точки зрения о происхождении этнонима башкорт: «главный волк», «главный пчеловод», «отдельный народ» и происхождение этнонимов «башкорт», «мадьяр» от одного корня.

В советское время число гипотез продолжало расти. Р.Г.Кузеев исходит из того, что тюркское происхождение этнонима является весьма вероятным, о чем писали еще в XVIII — начале XX века. Он высказал предположение, что башкорт происходит от биш + єорт «пять волков», боз/буз + єорт «серый волк» (Этническая история башкир с конца I тыс. н.э. до XIX в. // Научная сессия по этногенезу башкир. Уфа, 1969. С. 104; Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. С. 447-449).

Новым в толковании названия башкорт является расчленение этнонима на три части: баш + єор + т (А.Н.Усманов. Присоединение Башкирии к Московскому государству. Уфа, 1949. С. 56; А.Г.Биишев. Еще раз об этнониме башкорт. // Проблема общности алтайских народов. Л., 1971. С. 221-222) или башк (а) + ар + т (Ф.И.Гордеев. О происхождении этнонима «башкир». // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. С. 314-317). А.Н.Усманов и А.Г.Биишев считают, что баш переводится как «голова», так толковали это слово большинство исследователей, -кор — как «круг… расположение по кругу, совещание разных людей, сидящих по кругу; племя, община». Этноним означает «главное племя, главное объединение родов и племен». Окончание -т заимствовано из монгольских языков и означает множественность. По Р.И.Гордееву, автора версии башк (а) + ар + т, значение этнонима — «люди, живущие по реке Башка или Башкаус», а -т заимствовано из иранских языков, подразумевает множественность.

По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н.А.Баскакова, слово башкорт состоит из двух частей «badz (а)» — «свояк», «(о) гур» и означает «свояк угров» (Модели тюркских этнонимов и их типологическая классификация. // Ономастика Востока. М., 1980. С. 199-207; О происхождении этнонима башкир. // Этническая ономастика. М., 1984).

Как показывает обзор, в XX столетии все версии о происхождении этнонима «башкорт» исходят с позиции тюркской теории происхождения башкирского народа. Опубликованные Р.Г.Кузеевым (К этнической истории башкир в конце I — нач. II тыс. н.э. // Археология и этнография Башкирии. Т.3. Уфа, 1968. С. 231-235) и Ф.Ф.Илимбетовым (Культ волка у башкир. // Археология и этнография Башкирии. Т. 4. Уфа, 1971. С. 224-228) многочисленные этнографические материалы о культе волка у юго-восточных башкир свидетельствуют прежде всего о распространении у них тотема волка, а не о самоназвании всего народа.

О народе с названием «башкорт» свидетельствуют уже первые письменные источники о башкирах, а именно арабские авторы первой половины IX в. С.Тарджуман и Масуди, в 922 г. — Ибн-Фадлан. Вспомним еще полузабытое мнение В.Н.Татищева о том, что башкиры упоминаются еще у Птолемея (II в. н.э.) «аскатирами» (История Российская. С. 428). А.З.Валидов также допускал, что упоминаемый Птолемеем народ по имени пасиртай напоминает самоназвание башкирского народа «башкорт» (История башкир. Уфа, 1994. С. 11). Все это говорит о том, что народ под названием «башкорт» существовал задолго до прихода тюркских и тюркизированных монгольских племен, их участия в этногенезе башкирского народа. Был ли древний башкирский народ тюркским или угорским, а может быть, тюрко-угорским? На этот вопрос ответят будущие исследования. В свете сказанного наиболее вероятным является мнение Дж. Киекбаева, к сожалению, замалчиваемое исследователями, о том, что этноним «башкорт» образовался путем изменения слов бэш угыр: бэш угыр — башгур — башкурт — башкорт. Древнетюркское слово бэш по-башкирски означает биш (пять). (Мадьяр-Орсал-венгр иле. // Совет Башєортостаны. 1965. 17 июня).

Начало здесь и здесь

Р. Янгузин

8 коммент. к “Этногенез башкир (окончание)”

  • Ирек | 22 Май, 2009, 8:16

    Эта промежуточная версия, ну, а всё же какая? И, Янгузин в книге в соавторстве с Хисаметдиновой «Коренные народы России. Башкиры.», Уфа, Китап, 2007,
    их, все три версии,привел без всякого своего комментария, вроде, как выбирайте мол на вкус.

  • Ирек | 23 Май, 2009, 9:38

    Почему то, я вижу только свой комментарий, а другие никак нет.

  • Тагир | 13 Март, 2010, 18:41

    Хотелось бы по больше узнать о язычестве башкир и о тотеме волка

  • Салават | 8 Июнь, 2010, 19:02

    Все народы жившие на Урале в течении тысячелетий оставили свой след в этногенезе Башкир, вернее будет промежуточная гипотеза и ту надо расширить, этнически однородными на сегодня могут быть только маленькие народы живущие изолированно.

  • Вагида | 1 Ноябрь, 2014, 16:21

    Минеңсә, башҡорт — курдтарҙан айырылып (башҡаланып) сыҡҡан. Уларҙың һәр ваҡыт баш йорттары — аҡ кейеҙ тирмә булған. Улар бер ҡайҙан да килмәгән, «Великий потоп»тан бирле Уралда йәшәйҙәр, был турала халыҡ хәтере «Урал батыр» эпосы һөйләй. Беҙҙең ғалимдар шуны иҫбатларға тырышыр ине, ҡайҙандыр килгән, имеш. Улар бөтә Евразияла йәшәгән. Быны Зәки Вәлиди тарихы менән иҫбатлап була: ҡайҙарҙа ғына уҡымаған һәм йәшәгән. Быны топонимикалар — ер хәтере менән дә иҫбатлап була. Себер — себертмә бурандар һүҙенән (һ хәрефен с-ға алмаштырыу ул хис-тойғоно көсәйтеү сараһы), Иркутск — ир ҡото, Тобольск — тубылғылыр ғына үҫкән ер, Дон — тын йылға, Данаис — тыныс, Тундра — туңдыра һүҙенән, Киев — кейәү ҡалаһы, Кунгур — ҡуңғыр төҫтәге йылға (ҡыуы һалҡын), Яйыҡ — яй ығып аға, Илек — ҡыр кәзәһе, Енисей — йән-әсәй (шул тирәлә йәшәгәндәр өсөн), Азов — аҙау диңгеҙ (аҙау айғырҙай), Байҡал (Бараҡал, туҡал), Мәскәү — Башҡортостанда ике ауыл бар, тимәк башҡорт һүҙе (борон балыҡты мәскәүләп тотҡандар), Киров — Башҡортостанда Кирәү йылғаһы бар, тимәк башҡорт һүҙе, Камчатка — ҡамсат бүреклеләр йәшәгән ер, бүректең ҡолаҡсынын ҡамшырып кейгәндәр, Рәсәй — ер-әсәй һүҙенән, Англияла супермендар йәшәй, ә беҙҙә көйәрмәндәр, унда таш тирмәләр бар һәм башҡа телдәрҙә булмаған оҡшаш туғыҙ өнөбөҙ бар, Ағиҙел, Ҡариҙел, Иҙел, Кунгур йылғалары, Быҙаулыҡ, Таналыҡ, Илек, Иртыш (Ирташ), Төмән, Ҡырым ?диңгеҙ ҡырыйы), һәм башҡалар. Хатта Аргентиналағы Кракатау:а башҡортса яңғырай, Башҡортостанда ла Кракатау бар (дөрөҫө ҡырлы арҡа. һыртарҡалары ҡырлы). Беҙҙең ғалимдәр бик яҡын араны ғына күҙаллай. Кешелек бит миллион йылдар булған. Топонимикаларҙың тарихын өйрәнһендәр ине, ҙур ағаларыбыҙ үҙгәртеп бөтмәҫ элек. Шундай студенттар әҙерләһендәр ине.

  • Марат | 4 Ноябрь, 2014, 17:30

    Вәғиҙә һин дөрөҫ уйлайһың. Башҡорт теле буйынса бөтә телдәр ҙә бер телдә һөйләшәләр, cөнки башҡа телдәр диалект, тел. Бөтә нәмә баш һүҙе менән бәйле. Баштан башлана.

Трэкбэк

  1. Этногенез башкир (продолжение)
  2. Этногенез башкир

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100