Проблема политизации современной башкирской молодежи

Хотелось бы обратить внимание на современную ситуацию в среде башкирской молодежи. Точнее, на степень и характер ее политизированности. Следует сразу отметить, что «молодежь» в данном контексте – это, скорее, условность. Появляющиеся на фоне 50-70 летней общественной элиты, сравнительно молодые 25-40 летние активисты, которых отличает не только возраст, но и новые ценностные ориентиры, заставляет нас подкорректировать возрастной ценз «молодежи». Тем более в рамках самой этой «молодежи» между 40-летними и 20-летними прослеживается прямая связь и взаимопонимание.

Отличительной чертой башкирской молодежи является ее мобильность. С чем это связано? Думается, с однотипностью социального продвижения. Сначала башкирская интеллектуальная молодежь проживает в интернатах, общежитиях, обучаются довольно концентрированно в школах и ВУЗах республики. Заканчивая ВУЗы, башкирская молодежь занимает в основном нишу в гуманитарной и творческой сфере. Сохраняются прошлые связи, устанавливаются новые на более высоком уровне. Ушедшие в бизнес или производство легко могут восстановить старые неформальные связи и органично влиться в сферу башкирской общественности. Поэтому в данной среде весьма быстро разносится информация и новые идеи. Причем сегодня это происходит стихийно, хотя со стороны активистов общественников делаются попытки контролировать процесс передачи информации.

Можно строить свои представления о существующих на данный момент молодежных организациях на слухах или на высказываниях оппозиционной прессы. Но более адекватное мнение может сложиться, только если человек сам участвует в процессе и видит действительность воочию. Поэтому данный анализ ориентирован не столько знакомство читателя с существующими организациями (что, однако, тоже важно), сколько на рефлексию непосредственных участников этих движений. В этом плане важно, чтобы сами активисты попытались адекватно оценить свое место в общественной сфере Республики, не преуменьшая и не преувеличивая своей роли.

На общественно-политическом пространстве Башкортостана существует три наиболее известных общественных объединения башкирской молодежи. Прежде всего, это, конечно, самый крупный и старый «движ», уже имеющий свои традиции и историю – Союз башкирской молодежи. История его образования и характер деятельности так органично вписывается в общественно-молодежное русло РБ, что многие склонны называть СБМ наследником комсомола в регионе. По структуре и характеру работы (все та же воспитательная работа и замшелая номенклатурщина) может быть и можно соотнести Союз с комсомолом, однако по идейному содержанию СБМ – дитя 1990-х. Сегодня Союз башкирской молодежи – организация сравнительно большая. Общепризнанным неформальным лидером этой организации является Артур Идельбаев. Обладая немалыми связями, как среди администрации различных уровней, так и в бизнес-структурах, Артур со своей командой способен провести любое мероприятие СБМа, как говориться, на широкую ногу. Нередко эти акции проходят на республиканском уровне.

СБМ — организация патерналистского характера. Там нет совета, нет консилиума. Все собрания СБМа ничто иное, как ритуал, в котором люди негласно подтверждают, что они вместе. Есть только главный, и есть подчиненные. Основные адепты организации – студенческая башкирская (в большинстве своем деревенская) молодежь. Национально-патриотическая риторика привлекает возраст 17-20 лет. За этот период воспитываются полезные навыки командной работы. Поэтому СБМ является своего рода трамплином для дальнейшей работы в различных сферах. Что мы и можем наблюдать на многочисленных примерах. Деятельность в СБМ безусловно является хорошей школой.

СБМ это организация, в первую очередь, ориентированная на воспитательную работу и проведение культурно-массовых мероприятий. Слухи об активной политической и даже экстремистской деятельности — не что иное, как журналистская «утка». Еще большей глупостью является попытка представить летние военно-патриотические лагеря СБМ как центры подготовки «террористов». Летний лагерь с 12-17 летними ребятишками, может претендовать не более чем на безобидную «Зарницу». СБМ ориентирован на молодежь младшего возраста, поэтому и политическая инициатива и идеология – не ставится во главу угла. Лидерам СБМа достаточно пользоваться идеологией чужой. И этого никто не скрывает. Тем более, что А. Идельбаев в далекой молодости сам прилагал усилия для создания национал-патриотической идеологии с либеральным оттенком образца 1990-х. Основные ее тезисы давно безнадежно устарели, но это в принципе никого не смущает, поскольку на деле у СБМа другие интересы.

Следующей организацией, на которую следовало бы обратить внимание, это несколько эпатажное БОД «КУK БУРЕ». Некоторое время вокруг этой организации ходили диаметрально противоположные слухи. Одни говорили, что это организация создана и финансируется правительством, другие – что оппозицией. Но тем и интереснее оказалась организация, что в действительности она создана снизу, по самостоятельной инициативе молодежи и находится на полном самообеспечении.

Как и СБМ, по характеру правления эта организация авторитарна. Ее лидер — бывший молодой композитор, увлекающийся пауэрлифтингом – Азат Сальманов. Более того, она позиционируется как идеократическая организация. В отличие от СБМа, для КБ, а точнее для их роста, новая идеология нужна как воздух. КБ объединяет уже взрослую молодежь от 23 до 35 и более лет. В большинстве своем — с высшим образованием. Такое объединение обязательно требует конкретных идеологических и ценностных установок. Однако четко выработанной идеологической программы КБ до сих пор не имеет, хоть к этому стремиться и понимает необходимость ее выработки. Однако это не мешает им выходить с туманными лозунгами «за демократию», что лишний раз подтверждает тезис об изначально слабой идеологической подоплеке. Тем не менее, КБ как свежая организация с бойкими лидерами привлекает много внимания и пользуется большим кредитом доверия среди молодежи, тем более, если учитывать четко выраженную спортивную составляющую данной организации.

Нельзя не обойти вниманием и особенности отношений этих двух организаций, точнее ее лидеров. Дело в том, что КБ изначально создавалась как альтернативная СБМу организация. Это не могло отразиться на их позициях. Взаимные претензии и упреки долгое время были привычным делом. В последнее время это противостояние с трудом, но преодолевается.

Третьей наиболее массовой молодежной организацией молодежи является так называемое мусульманское крыло. Движение не имеет конкретной общественной организации, под маркой которой выступает. Точнее, таких организаций несколько. Нет у него и конкретного единого лидера. Условно молодых мусульман принято обозначать по названию одной из наиболее известных организаций: «Исламское наследие Башкортостана «Мирас»», председателем которой является Ильшат Гатиатуллин. Данное объединение можно рассматривать как мусульманскую общину, в первую очередь, ориентированную на ценностное развитие ее неофитов. Однако ее лидеры, пришедшие из нацдвижения (в том числе из СБМ и «КУK БУРЕ») задают новые направления деятельности мусульман Башкортостана, все больше привлекая их к общественно-политической жизни республики.

Если молодежное нацдвижение как явление, вполне и давно известно, и даже чем-то обыденно, то появление молодежных мусульманских объединений с отличными от других идеологическими установками, относительно ново. Это и дает нам повод выделить его в рамках отдельного процесса (наряду с национальным движением), который можно назвать «исламское возрождение».

Процесс исламского возрождения Башкортостана лежит в одной канве с кризисом ценностей в российском и, соответственно, башкирском обществах. В первую очередь данный кризис отражается на молодежи, которая и начинает постепенно перестраиваться под новые условия либеральной России.

Объединяясь на основе башкирской идентичности, молодые мусульмане смогли преодолеть, казалось бы, мировоззренчески непримиримые салафитско-суфийские противоречия. В рамках мусульманской уммы Башкортостана это является их главной особенностью и, безусловно, достижением.

Отдельно можно выделить нечто вроде клубов гуманитарной, творческой молодежи, а также башкирских Интернет-пользователей «Башпортала». Они проводят свои встречи-вечера, научные круглые столы, культурно-массовые мероприятия, в том числе и Сабантуи. Основная задача подобных клубов — формирование бытовой, общественной и научной площадки для диалога. В этом смысле одним из удачных примеров является созданный в прошлом году клуб башкирской городской культуры «Душамбе».

Так же можно упомянуть о появляющихся на политическом поле башкирских землячествах. По выражению многих участников, данное движение ориентированно на установление социальных связей между земляками различных возрастных и социальных категорий в первую очередь в образовательной и социальной сферах. В связи с этим активность землячеств может проявляться исключительно в рамках официальной молодежной политики РБ, в отличие от вышеперечисленных объединений, которые имеют превалирующую общественную идеологическую составляющую. По сути своей работа землячеств – именно та деятельность, которая должна быть у молодежной общественной организации гражданского общества – расширение своей социальной базы и активное сотрудничество с властями в сфере социальной политики. Однако куда занесет их в наше неспокойное время известно только Аллаху.

Конечно, сложно претендовать на объективность в оценке тех или иных сегментов молодежного общественного движения. Однако необходимо отметить, что указанные изменения зримо происходят в течение лишь последних 3 лет. Произошедшие изменения существенны: появилось и оформилось «КУK БУРЕ», сменив за этот срок несколько лидеров и названий, интеллектуальная молодежь все больше заявляет о себе как о важном (иногда и главном) субъекте общественных отношений, молодые мусульмане вышли из стадии робких собраний, и уже готовы рьяно отстаивать свои позиции. Совсем недавно ничего подобного не было. Как иронизировали общественники: «Власть пользовалась доверием молодежи, а молодежь должна была ей подчиняться». Сегодня ситуация иная: молодежь пытается сбросить с себя зависимость от правительственных посылов, хотя и с переменным успехом. Но надо понимать, что это только лишь начало.

Ю. Сафин
РБ-XXI век

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100