Декларация о государственном суверенитете БССР и ее сущность

В августе 1990 года в нашей республике находился Б.Н. Ельцин, который решительно поддержал право БАССР на дальнейшее развитие по пути демократии. Он сделал историческое заявление: «Мы говорим народам Башкирии, мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: возьмите ту долю власти, которую сами сможете проглотить… Если вы решите: и недра, богатства, земля Башкирии — это собственность народов Башкирии, — значит так оно и будет… Нефть и газ Башкирии принадлежат ей, и только она вправе распоряжаться своими богатствами. Хватит, достаточно вас грабили!… Если Башкирия заявит о своем суверенитете, мы будем уважать этот суверенитет»[1].

Нужно сказать и о том, что на союзном уровне были созданы некоторые легитимные предпосылки для укрепления государственности автономных республик. Это пакет законов СССР в области национально-государственного устройства страны, принятых в 1990 году. В них автономные республики признавались государствами, отношения между автономными и союзными республиками должны были строиться на договорных началах. В вопросах экономического и социально-культурного строительства на своей территории автономные республики стали иметь одинаковые права, как и союзные республики.

Вскоре в республике развернулась работа по подготовке проектов деклараций. Уже в августе 1990 года на страницах республиканских газет «Советская Башкирия» и «Ленинец» были опубликованы проекты Декларации о государственном суверенитете Башкирии, подготовленные Президиумом Верховного Совета БАССР, Советом Министров республики; авторской группой в составе кандидатов юридических наук Л.М. Гумеровой, З.И. Еникеева, А.Н. Тимонина и Д.З. Юсупова**, а также башкирским народным центром (БНЦ) «Урал»[2]. Позднее появились еще ряд проектов: Б.Х. Юлдашбаева, народных депутатов РСФСР Б.С. Лысенко и БАССР Р.Ш. Магазова, А.М. Шарипова, М.Р. Багаутдинова и др.[3] В ходе обсуждения проектов Декларации в адрес Президиума Верховного Совета Башкирской республики поступило 1508 обращений и писем от трудовых коллективов, народных депутатов всех уровней, граждан БАССР и Куйбышевской, Оренбургской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей[4].

При Президиуме Верховного Совета Башкирской АССР была создана рабочая группа в составе 31 члена (в нее вошли народные депутаты, ученые, представители государственных органов и общественных организаций) во главе с первым заместителем председателя Верховного Совета республики Ю.С. Деминым. После тщательного изучения всех представленных проектов, предложений и замечаний к ним рабочая группа пришла к выводу, что ни один из предложенных проектов нельзя выносить на предстоящую сессию Верховного Совета БАССР. Предлагались проекты о предоставлении республике экономического, национального либо народного суверенитета; имели место проекты, в которых говорилось о необходимости иметь собственную армию, изменения границ Башкирии (проект БНЦ «Урал»), допускалась излишняя детализация (проект «независимых» юристов), вынашивалась идея экстерриториального суверенитета башкирской нации (Б.Х. Юлдашбаев).

Указанная рабочая группа подготовила собственный проект Декларации о государственном суверенитете Башкирии, который вобрал в себя все лучшее, что имелось в представленных проектах, и сама разработала принципиально новый документ, отвечающий современным требованиям трудящихся республики. Вскоре он был опубликован в печати и получил одобрение со стороны населения[5]. 5 октября 1990 года V Пленум Башкирского обкома партии рассмотрел указанный проект и в основном одобрил его. Было решено подготовить проект Декларации с учетом высказанных на пленуме замечаний и внести его на рассмотрение предстоящей сессии Верховного Совета республики.

Состоявшаяся вскоре третья сессия Верховного Совета Башкирской АССР двенадцатого созыва включила в свою повестку дня вопрос об обсуждении и принятии проекта Декларации о государственном суверенитете Башкирской республики. В начале рассмотрения данного проекта был заслушан доклад Председателя Верховного Совета БАССР М.Г. Рахимова, обосновавшего необходимость принятия Декларации о государственном суверенитете Башкирии, о новых формах взаимоотношений между нашей республикой и Российской Федерацией, а также другими субъектами РСФСР и СССР. Данный исторический документ – это не плод чьих-то амбиций, это необходимый ответ на объективные потребности времени. В нем воплотился многолетний поиск путей дальнейшего политического, экономического и социально-культурного развития Башкортостана.

Затем началось довольно бурное обсуждение доклада и проекта Декларации. В общей сложности выступило 32 народных депутата и приглашенных. Депутат В.А. Кавардаков, открывший прения, а потом его коллеги А.Г. Галимов, Б.Н. Уразбаев, В.Г. Азнагулов и Р.Н. Гимаев убеждали присутствующих, как важно республике быть суверенной, как много она теряет, не будучи самостоятельной, какие блага она приобретает па новом пути. Слово берет депутат из г. Белорецка Г.П. Корольков, который напомнил коллегам о том, что они несут ответственность за будущее республики перед собой, своей семьей, внуками и правнуками; он усомнился в их праве принимать Декларацию о суверенитете. Референдум – вот, по его мнению, самый правильный путь.

В выступлениях депутатов Н.А. Катаева, Л.А. Лукьянчиковой, М.Х. Шагиева, А.Н. Скутина, Г.З. Сафаргалина и других прозвучало: голосовать против самостоятельности, против свободы – аморально[6]. С конкретными предложениями но изменению отдельных пунктов обсуждаемого документа, по дальнейшему устройству нашей жизни высказались депутаты Ф.Х. Харисов, А.С. Юрин, А.Г. Гумеров. Значительное место в выступлениях депутатов и приглашенных заняли национальный вопрос, межнациональные отношения и вопрос о языках. Они прозвучали и в выступлениях Р.Ф. Гатауллина, А.В. Никитина, Х.С. Идиятуллина, А.З. Ахтямова, Б.Н. Павлова, Д.М. Булякова, Г.А. Идельбаевой и др. Была избрана редакционная комиссия под председательством Ю.С. Демина, которая обобщила все поступившие в ходе обсуждения проекта предложения и замечания.

В конце дня, 10 октября, депутаты приняли проект Декларации за основу, после чего началось детальное (по пунктам) рассмотрение этого документа. В тот вечер депутаты уходили домой сквозь огромную толпу народа, собравшегося около здания общественного центра. «Су-ве-ре-ни-тет! Су-ве-ре-ни-тет!» — громко скандировали собравшиеся. Слышны были и такие пожелания: «Не подведите! Мы смотрим па вас! Мы надеемся на вас!»[7].

На другой день, 11 октября 1990 года, депутаты продолжили постатейное рассмотрение проекта. Разговор шел буквально по каждой фразе. Горячие споры вызвал пункт преамбулы, где говорилось о «праве башкирской нации, всех народов республики на самоопределение». Высказывались самые различные точки зрения… В конце концов на голосование были поставлены два варианта. Но этого, видимо, было недостаточно. Объявляется перерыв. Во время перерыва спорный пункт рассматривался в комиссиях Верховного Совета и на возобновившемся заседании были доложены результаты обсуждения и выработанные формулировки. В итоге была принята такая редакция: «Реализовать неотъемлемое право башкирской нации на самоопределение и гарантировать равенство прав всех наций па территории Башкирии». Зал облегченно вздохнул, послышались аплодисменты.

В дальнейшем работа пошла быстрее. Пункт за пунктом и подошли к финишу. Предлагается принять документ в целом. Верховный Совет выносит решение о поименном голосовании, что и было сделано.

После перерыва были объявлены результаты голосования. 245 депутатов голосовали «за», 1 — против и 4 – воздержались[8]. Таким образом, исторический документ был принят. Депутаты, стоя, горячо аплодировали Декларации о государственном суверенитете нашей республики. Она вступала в новый этап своего развития. Текст принятой Декларации был опубликован в газетах на башкирском, русском и других языках, обнародован по радио и телевидении.

Декларация состоит из преамбулы, в которой говорится об исторических, социально-экономических, правовых и этнических предпосылках ее принятия, и 10 пунктов.

Ввиду важности этого документа приводим полностью его текст.

«Верховный Совет Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики, сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики, признавая приоритет общечеловеческих ценностей, природной и социальной среды, прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, других международно-правовых актах, уважая суверенные права всех народов, заботясь об экономическом, социальном, политическом, духовном развитии народов, проживающих на территории республики, считая республику субъектом Союза ССР и обновленной Российской Федерации, принимая во внимание, что Башкирская республика была образована в 1919 году в составе РСФСР на основе соглашения с центральной Советской властью, находя, что статус автономной республики ныне не обеспечивает всестороннее социально-экономическое развитие Башкирии, реализуя неотъемлемое право башкирской нации на самоопределение и гарантируя равенство прав всех наций на территории Башкирии, следуя по пути создания правового и демократического общества, провозглашает государственный суверенитет Башкирии на всей ее территории и в пределах существующих границ и преобразует Башкирскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в Башкирскую Советскую Социалистическую Республику (Башкирская ССР) – Башкортостан.

Впредь в Конституции, других правовых актах республики, в государственной и общественной жизни данное название республики использовать в качестве ее официального наименования.

1. Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Башкирской Советской Социалистической Республики, а также весь экономический и научно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонационального народа.

2. Отношения Башкирской ССР с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками определяются Союзным Договором, Договором с РСФСР, другими межреспубликанскими договорами и соглашениями.

Вступая в договорные отношения с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками, Башкирская ССР сохраняет за собой всю полноту государственной власти на всей территории вне пределов прав, добровольно передаваемых ею Союзу ССР и РСФСР.

3. Башкирская Советская Социалистическая Республика гарантирует равные права и свободы всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии, иных различий.

В Башкирской Советской Социалистической Республике обеспечивается сохранение, равноправное функционирование и всестороннее развитие языков и культурных ценностей всех населяющих ее народов.

4. Башкирская Советская Социалистическая Республика содействует удовлетворению национально-культурных потребностей лиц башкирской национальности, проживающих за пределами республики.

5. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Башкирской Советской Социалистической Республике является ее многонациональный народ. Полновластие народа реализуется на основе Конституции и законов Башкирской ССР как непосредственно, так и через Советы народных депутатов.

6. Наиболее важные вопросы, связанные с развитием Башкирской Советской Социалистической Республики, ее взаимоотношениями с Союзом ССР, РСФСР, другими республиками и государствами, выносятся на рассмотрение Верховного Совета Башкирской ССР, на обсуждение ее народа.

7. Государственная власть в Башкирской ССР осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

8. Башкирская Советская Социалистическая Республика имеет свою систему законодательства. Конституция и законы Башкирской ССР обладают верховенством на всей территории Башкирской ССР, за исключением тех сфер правового регулирования, которые добровольно передаются республикой в ведение Союза ССР и РСФСР.

До принятия новой Конституции Башкирской ССР, других законов и нормативных актов Башкирской ССР на территории республики действуют законы и подзаконные акты Башкирской АССР, РСФСР и СССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики.

9. Башкирская Советская Социалистическая Республика имеет свой герб, флаг и гимн. Столицей Башкирской ССР является город Уфа.

10. Настоящая Декларация действуют с момента ее принятия и имеет силу закона, является основой для разработки Конституции Башкирской ССР, развития законодательства республики, обновления государственных структур, участия Башкирской Советской Социалистической Республики в подготовке и заключении Союзного Договора, договоров с РСФСР, другими республиками и государствами»[9].

Итак, день 11 октября 1990 года открыл новую страницу в истории нашей республики. По постановлению Верховного Совета он отмечается как наш главный государственный праздник – День Республики.

Декларация о государственном суверенитете – это фундамент, на основе которого идет строительство современного Башкортостана. Она призвана была покончить с декоративной государственностью в Башкирии, превратить ее в подлинно демократическое цивилизованное государство в составе Российской Федерации. Она определила новый статус республики – суверенное государство, строящее свои отношения с РФ и СССР на договорной основе. Декларация о государственном суверенитете положила начало новым взаимоотношениям России и Башкортостана как в теории, так и на практике.

Учитывая изменившуюся обстановку, Верховный Совет Башкирской ССР 13 октября 1990 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по реализации Декларации о государственном Суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики». Оно предусматривало необходимость разработки новой Конституции республики (тогда же была образована Конституционная комиссия в составе 63 человек под председательством М.Г. Рахимова), ряда законов, которые юридически закрепляли бы новые отношения Башкортостана с РСФСР, СССР и другими республиками. По закону БССР «Об органах государственной власти и управления Башкирской Советской Социалистической Республики» от 13 октября 1990 года было произведено переименование высших органов государственной власти и управления республики. Высший орган государственной власти решено именовать «Верховный Совет Башкирской ССР», высший исполнительный и распорядительный орган власти — «Совет Министров Башкирской ССР», депутатов — «Народный депутат Башкирской ССР»[10].

Декларация о государственном суверенитете стала основным документом, определяющим общественно-политическую жизнь республики на последующий период развития. Она означала прорыв Башкортостана из ограничительных рамок автономии, началом развития у нас конституционного процесса, формирования новой самостоятельной системы организации государственной власти и управления применительно к особенностям Башкирской республики.

Примечания

* В течение июля-декабря 1990 года 14 автономных республик приняли свои Декларации о государственном суверенитете, отказавшись от наименования «автономная». Именно тогда по отношению к ним в политический лексикон вошел термин «бывшие автономии». См.: Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Башкортостан. Уфа, 2000. №5. С.11.
** Более подробно об этом и других проектах см.: Еникеев 3. Правовой статус Башкортостана в составе России. Историко-правовое исследование. Уфа, 2002. С. 283-285.

1 Известия Башкортостана. 1996. 14 июня.
2 Известия Башкортостана. 1990. 10 августа.
3 Ленинец. 1990. 16 августа, 1 сентября; Советская Башкирия. 1990. 20 сентября.
4 Самигуллин В.К. Конституционное развитие Башкортостана. Уфа, 1998. С.132.
5 Советская Башкирия. 1990. 28 сентября.
6 Советская Башкирия. 1990. 12 октября.
7 Там же.
8 Там же.
9 Советская Башкирия. 1990. 12 октября.
10 Советская Башкирия. 1990. 16 октября.

Касимов С.Ф. Национально-государственное устройство Башкортостана в 1946-2000 годах. — Уфа: Гилем, 2009. С.45-52.

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100