Купить этот сайт

Понятие преступления в исламе

Исследователи понятия преступления в исламе единодушны в том, что в мусульманском уголовном праве тождественны понятии преступления и греха, все оценки и суждения поведения и проступков человека носят религиозную окраску1. Ученые – исламисты отмечают несовершенство системы уголовного права в исламе2. Это происходит из-за того, что в разных странах и разных богословских школах отдается предпочтение тем или иным источникам права. Современное понимание норм мусульманского права отличается  от их толкования периода зарождения ислама или даже прошлого века. Тем не менее, в наши дни не уменьшается, а, наоборот, возрастает значимость основ ислама, его правовых институтов. Возрождение и активизация мусульманской религии как формы общественного сознания, изменившаяся политическая карта мира с нередко ведущей ролью исламских стран, возрастание роли исламских авторитетов в международной жизни — все это объясняет интерес ученых к данной проблеме.

Все исследователи единодушны в том, что различия между моралью и правом, которое существует в других системах права, в мусульманском праве не проводится3. Данное сочетание в уголовном праве проявляется в том, что ислам, как религия, взывая к религиозным чувствам граждан, призывает отказаться от совершения преступления, т.к. преступление есть не только нарушение закона государства, но и серьезный религиозный проступок. Мусульманин знает, что совершая преступление, он не только преступает запрет, установленный государством, но и совершает религиозно порицаемое, аморальное деяние, за которое он может понести наказание не только в этом мире, но и в загробной жизни. Шариат, помимо того, что запрещает совершение преступных деяний, еще и вменяет в обязанность тем, кто имеет возможность, препятствовать, помешать совершению преступления. Данная обязанность закреплена 34-ым Хадисом: «Тот из вас, кто увидит запрещенное шариатом, должен изменить  это рукой, если же он не в состоянии сделать это, то он должен порицать это языком, а кто не в состоянии сделать это, тот должен хотя бы отрицать совершаемое сердцем…».

Таким образом, шариат борется с преступностью несколькими методами. Во-первых, это непосредственный религиозный запрет на совершение преступлений, взывающий к религиозным чувствам граждан. Во-вторых, это общественное воздействие, обязанность каждого члена общества бороться с преступностью, и, наконец, это наказание за совершенное преступление, и довольно-таки суровое во многих случаях.

Шариат выделяет 9 видов преступлений, за которые предусмотрено определенное наказание (это хадд): кража, разбой, прелюбодеяние, ложное  обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество, употребление опьяняющих веществ, бунт, убийство, причинение вреда здоровью. За остальные же преступления (кисас и тазир) шариат не устанавливает определенное наказание, и решение данного вопроса находится в ведении либо правительства, либо судьи, выносящего приговор.

Мусульманское право в целом и уголовное, в частности, направлено на защиту 5 основных элементов – 5 главных ценностей шариата: религия, жизнь, разум, потомство, имущество. Соответственно, каждое из преступлений, четко описанных шариатом, посягает на один из вышеуказанных элементов. Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступничество, карающееся смертной  казнью.

Как правило, к совершившим преступление мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Чисто юридические санкции применяются за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. По мусульманскому праву любой грех, связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом. Подобное положение характерно и для современного правового развития мусульманских стран. Например, законодательство многих государств (Пакистан, Марокко и т.д.) предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время священного  месяца Рамадан.

Наказание является эффективным средством устрашения, так как помогает предотвратить дальнейшие преступления, поскольку люди будут знать о серьезных последствиях любого преступного деяния. Эта угроза обычно достаточна, чтобы удержать их от совершения преступления.

Другие признаки преступления также можно найти в законодательстве исламских стран. Например, возраст преступника. В нормах шариата нет однозначного указания на возраст человека, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно. Преступление должно быть совершено по собственной воле. Вынужденный характер деяния исключает виновность лица в его совершении. Например, если будет доказано, что кража еды совершена голодным человеком, который долгое время не мог найти работу, то вина за преступления ляжет на общину, которая в этом случае должна обеспечить работой и деньгами человека, вынужденно совершившего воровство. Шариат еще предусматривает  категории людей, чьи действия остаются безнаказанными. Это спящий человек, пока он не проснется (или под гипнозом), человек, страдающий умопомешательством, пока у него не восстановится разум. Если помешанный человек совершит самоубийство, то с него снимается всякая ответственность за содеянное. Вместе с тем, преднамеренное и подготовленное самоубийство рассматривается как абсолютная утрата веры в Бога и считается ужасным преступлением.

Как видим, в мусульманском уголовном праве как и в  других аналогичных системах преследуются цели защиты основных человеческих ценностей, основной же задачей является  защита религиозных устоев.

Преступление в исламском уголовном праве означает наложенные Аллахом запреты, нарушение которых влечет за собой наказание, предписанное им. Каждое деяние, запрещенное Богом и его пророком, является преступлением. В религиозной терминологии преступление называется грехом, аналогично – и в мусульманском уголовном праве. Это особенность правовой системы исламских государств. В остальном же суть мусульманского уголовного права  не отличается от других  — защита чести и достоинства людей от посягательств и безнравственных действий, защита общественных интересов.

Примечания

  1. Миролюб Евтич. Ислам необходимо знать // Свободная мысль – XXI. — 2004. №12(1550). — С. 34-37.
  2. Фарид Исаак. Быть мусульманином в новой Южной Африке. М.: Изд-во «Ислам сегодня», 2002. С. 29.
  3. Боронбеков С. Основные ценности Ислама – объекты охраны шариата // Государство и право. — 2003. №2. — С. 94.

Хусаинова Э.Р.

Метки:

Оставить комментарий или два



© 2017 Башкирский вестник. Права защищены.
При любом использовании материалов сайта ссылка на bashkorttar.ru обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.
Редакция не несет ответственности за оставленные комментарии.
Письма и статьи принимаются по адресу: info@bashkorttar.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100